«Сахамедиа» родился ровно пять лет назад. 9 ноября 2012 года глава Якутии Егор Борисов подписал указ о создании структуры, объединившей под своим крылом газеты «Якутия» и «Саха Сирэ», а также информационное агентство ЯСИА. В течение пяти лет холдинг превратился в современную и мощную «фабрику контента».
«Якутия» и «Саха Сирэ» прошли полную перезагрузку редакционных моделей, а сайт ЯСИА даже пережил ее дважды. Газеты перешли к режиму еженедельника и отказались от бессмысленной гонки с интернетом, сделав акцент на аналитику, комментарии, экспертные мнения. Их отличает современная верстка с большими заголовками и крупными фотографиями. Портал ЯСИА перестал быть поставщиком информационного сырья, превратившись в полноценный ресурс, борющийся за аудиторию журна листскими средствами. Среди них главные — оперативность (сообщать новости первыми) и достоверность (жесткий фактчекинг, которым часто пренебрегают конкуренты).
,
,
Сайт работает в режиме «24/7», создавая полную панораму событий в самом большом регионе РФ. Фактически он стал «точкой входа» в информационное пространство Якутии для авторитетных федеральных СМИ. На сайте оперативно организуются стримы и онлайн-трансляции с наиболее важных событий. К примеру, как только стало известно о трагедии на руднике «Мир», ЯСИА организовал онлайн-трансляцию, в ходе которой было размещено более 70 единиц информации. Сегодня на сайт ЯСИА заходят в среднем 15 тыс. посетителей, в среднем обеспечивая свыше 120 тыс. просмотров в сутки. С 2014 года ЯСИА стабильно удерживает первое место в рейтинге цитируемости «Медиалогии» среди якутских и дальневосточных СМИ.
ДОСТАВКА ПО ЗЕМЛЕ И ПО ВОЗДУХУ
«Сахамедиа» идет туда, где есть аудитория. Когда стал очевиден курс на «утекание» в соцсети и мессенджеры, холдинг выделил на это направление отдельных специалистов. Они ведут группы (общее количество подписчиков превышает 70 тысяч человек) и занимаются продвижением контента. Наиболее громкой реформой стал переход на бесплатное распространение газет «Якутия» и «Саха Сирэ» с января этого года. Титанические усилия, предпринимаемые для удержания подписки, не приносили должного эффекта. Переход на бесплатную модель распространения стал отчасти вынужденной мерой, зато открыл новую веху в распространении общественно-политических печатных СМИ в Якутии. Если в конце прошлого года фирменных стоек, с которых забирают газеты, было меньше 100 и располагались они только в Якутске, то теперь их больше 400 и они по всей республике — в местах наибольшего скопления людского потока.
В отдаленные районы издания едут… на такси. «Сахамедиа» выстраивает систему взаимодействия с межрайонными диспетчерскими службами, чтобы доставлять газеты по всем направлениям. К примеру, от Якутска до Нерюнгри расстояние 740 км. Такси с газетами выезжает в первой половине четверга и приезжает утром в пятницу. Нанятые распространители в тот же день разложат свежий номер на фирменных стойках города.
Рассказывает гендиректор «Сахамедиа» Кирилл Алексеев:
Мы существенно снизили зависимость от почты, развивая собственную логистическую службу. Доставка через собственную службу обходится в разы дешевле, при этом газеты доставляются в разы быстрее. Поэтому планируем развивать ее в 2018 году. Перед нами стоит ещё более амбициозная задача: с помощью якутских авиакомпаний доставлять газеты и по воздуху — в наши арктические районы.
Совокупный среднеразовый тираж обеих газет составил уже 90 тысяч экземпляров, ими равномерно охвачено всё население Якутии. Появилась новая аудитория, причем молодая, для которой бесплатная газета — не диковинка, а данность.
МУЛЬТИМЕДИА
Картина, типичная для многих региональных государственных СМИ: дряхлый «пресс-центр» с плохим звуком и светом при местном Доме печати, наследие советского прошлого. То же самое наблюдалось и в Якутске еще три года назад. Но, к счастью, государство проинвестировало «апгрейд», и при оптимальном соотношении цена/качество/скорость «Сахамедиа» получило один из самых современных в России медиа-центров. Он оснащен аппаратно-программным комплексом, большой видеостеной, отличным звуком и светом. Теперь в нем проходят как «ивенты», так и съёмки журналистской видеопродукции. К примеру, этой осенью сотрудники «Сахамедиа» презентовали новый проект: политическое ток-шоу «Слово за слово», своего рода «медиабаттл» между представителями радикально противоположных взглядов на ту или иную общественную проблему. Сегодня в медиа-центре «Сахамедиа» проходят сотни мероприятий в год, производится контент для всех изданий холдинга, а также для республиканской телерадиокомпании НВК «Саха». Не за горами и собственное круглосуточное интернет-вещание.
,
,
КАДРЫ
Как ни парадоксально, но качественное улучшение продукции холдинга сопровождалось количественным сокращением сотрудников: их стало на треть меньше, по сравнению с 2012 годом. Теперь семь-восемь журналистов и три-четыре редактора производят до 50 единиц эксклюзивного контента в сутки. Настоящая «фабрика новостей». Все редакции на глазах помолодели, ведь молодежь более восприимчива к концепции «универсального журналиста» и необходимости жить в режиме постоянных изменений.
СВОИ ЛЮДИ
Силами холдинга были выпущены масштабные лонгриды на якутском языке. С 2016 года в республике возобновлен выпуск печатной версии газеты «Комсомольская правда» — опять же благодаря партнерству с «Сахамедиа». Перезапуск сайта газеты «Якутия» создал площадку для цивилизованной дискуссии на общественно значимые темы, причем одним из блогеров стал и глава Якутии Егор Борисов.
Прошлой осенью Кирилл Алексеев объявил о переходе холдинга на проектное управление. Одновременно ведется 10 полноценных кроссплатформенных проектов, такие как «Жизнь в районах», «Обеспечение севера», «Одарённые дети», «Главный вопрос». Еще один грандиозный проект начался в сентябре этого года — вручение всенародной премии «Гордость Якутии». Это также отвечает задачам современных медиа: от инфотеймента — к прямому социальному эффекту.
В общем, для государственного СМИ картина довольно нетипичная. Издания «Сахамедиа» не чураются критических публикаций о чиновниках, предоставляют свои площадки для оппозиции, стремятся делать свою работу по-журналистски, а не по принципу «чего изволите?». При этом у них открыты счетчики посещаемости, сертифицированы тиражи газет. Газета «Якутия» входит в «Золотой фонд прессы», а в этом году, когда ей исполнилось 100 лет, претендует на премию правительства РФ.
— За пять лет реформ, — резюмирует Кирилл Алексеев, — система была полностью перенастроена и перешла на новые рельсы. Теперь это многопрофильная фабрика контента: видео, текстового, графического и т.д. «Сахамедиа» вышел на заданную мощность, выявил новые каналы доставки информации и взаимодействия с аудиторией, при этом постоянно наращивает её.
,
,