Я вам скажу, что общего. Это некоторые факультеты в некоторых российских вузах, которые так и называются — «журналистики и связей с общественностью».
На самом же деле между этими специальностями — пропасть. И преподавать одним и тем же студентам две такие разные дисциплины значит либо плохо разбираться в предмете, либо сильно жульничать.
Журналист описывает мир таким, какой он есть. И людей — такими, какие они на самом деле. И события во всем их многообразии. Пиарщик же, выполняя подряд, создает нужный заказчику образ — человека, фирмы, события. Иногда — очень редко — этот образ вполне соответствует действительности. Однако чаще всего он не только не соответствует, но и входит с ней в прямое противоречие.
Журналисты были всегда. Другое дело, что и они порой вынуждены писать, говорить и показывать не то, что на самом деле, а что требует от них хозяин. Но тогда это не журналистика, а пропаганда или лучше сказать — издевательство над профессией.
,
,
Пиарщики появились у нас с наступлением капитализма и либеральных свобод. Это типично рыночный продукт. Я помню, как на заре 90-х, по наивности решив заняться связями с общественностью, отправился в Канаду на стажировку в тамошние компании, промышлявшие этим делом. Еще тогда меня смутили заокеанские акулы пиара, согласившиеся просветить неофита. Они упорно избегали рассказов о секретах своей профессии, часто отводили глаза, ограничивались общими словами, недомолвками. Они словно сразу угадывали во мне человека другой крови, другой, враждебной им, профессии.
Вернувшись в Москву, я стал внимательно просматривать привезенные из-за океана учебники. Там было много умных и красивых слов, но мало дела. Слава Богу, на этом мой пыл угас, я вернулся к родной профессии.
,
,
Но когда оно наступит, это общество, и наступит ли оно вообще? Жестокая капиталистическая реальность требует играть по ее правилам.
Мой друг, известный российский пиарщик и умный человек, когда мы с ним спорим на эту тему, говорит: «Типичный пиарщик — это пресс-секретарь». Верно, радуюсь я, но ведь цель пресс-секретаря как раз и состоит в том, чтобы не выдавать правду, а, напротив, всеми силами скрывать ее. Тогда мой друг идет на компромисс: «Наша задача говорить правду. Но не всю».
Я вовсе не рою под эту новую профессию. Она вполне себе имеет право на существование в одном ряду с политтехнологами, маркетологами, лоббистами и прочим порождением рыночных времен. Но только давайте не будем ставить ее рядом или на одну полку с журналистикой.
В одну телегу впрячь не можно — коня и трепетную лань.
P.S. Написав этот текст, сел в самолет и полетел из Праги в Москву. На борту просмотрел с десяток федеральных изданий. Все они примерно на восемьдесят процентов составлены из так или иначе приспособленных для газеты пресс-релизов. То есть получается, что пиар побеждает журналистику?
,