ЖУРНАЛИСТ узнал у главного редактора «Фонтанки.ру» Александра Горшкова, как городское интернет-издание из Санкт-Петербурга превратилось в oдно из самых цитируемых региональных мультимедийных СМИ, а также какими материалами он гордится и чего им все еще не хватает.
,
,
По словам Горшкова, основной принцип работы сотрудников его издания — ежедневный поиск эксклюзива: «Хороший журналист — это тот, кто увидел происшествие, сфотографировал, написал и сразу послал в редакцию». Потому большую часть новостной ленты старой «Фонтанки» составляли новости о городских происшествиях.
«Во-первых, у аудитории эти темы всегда популярны, во-вторых — это те события, которые происходят каждый день, — поясняет Александр Горшков. — Сейчас у нас появился ряд интернет-ресурсов, которые зарегистрированы как самостоятельные издания: “Фонтанка. Офис”, “Доктор Питер”, “Водитель Петербурга”. Это позволило перенести новости о ДТП в специализированное СМИ, чтобы не захламлять ленту и увеличить качество новостей. Сотрудники отдела получили возможность сосредоточиться на оригинальных новостях из любой области».
Топ видео
Сейчас газета «Фонтанка.ру» становится мультимедийным СМИ. На смену «Фонтанкe FM» пришёл портал «Фонтанка. Офис», выпускающий больше видеоконтента. Горшков выделяет свой топ последних материалов «Фонтанки»:
• «Непобедимый китайский треугольник» — расследование о бизнесе на китайских туристах;
• Интервью с орбиты с космонавтом Сергеем Рязанским;
• Серия августовских материалов про «ЧВК Вагнера».
,
,
Редактор также поделился секретом удачного расследования: «Каждый сотрудник должен найти эксклюзив». Постоянный поиск эксклюзива помогает вытащить на поверхность такие темы, как нашумевшее в прошлом году расследование «Фонтанки» о «горящем творожке». Материал с разрешения издания пустили по всем телеканалам. «Фонтанку» до сих пор спрашивают: «Можно ли взять видео с творожком?»
— Я бы хотел, чтобы у нас было больше расследований. Настоящей расследовательской журналистики в России крайне мало. Как мне кажется, в своё время мы сделали много для её развития в Петербурге и стране в целом. Мы написали свой учебник по журналистским расследованиям, в создании которого участвовало несколько изданий. По нему до сих пор учатся в университетах.
Как пример развития расследовательской журналистики главред «Фонтанки» приводит опыт украинских коллег: в начале 90-х данный жанр на Украине только зарождался. К началу 2010-го в стране уже появилась сеть из десятков-сотен журналистов-расследователей, которые, по словам Горшкова, делают великолепные материалы и «не спускают ничего старой и новой власти». Но коллег по всему миру, по мнению руководителя «Фонтанки», точно объединяет одно: «Журналисты-расследователи не катаются как сыр в масле». В мире существуют ассоциации поддержки расследователей, но материальная помощь от них нечасто доходит до самих журналистов.
,
,
Расследования по-прежнему являются затратным форматом для издания. Самому редактору очень тяжело совмещать работу в СМИ, медиабизнес и развитие журналистских расследований. Опубликованные материалы часто задевают интересы рекламодателей. В большей части случаев Александру Горшкову как главному редактору и директору издания удаётся найти компромисс: «Я говорю — материал мы не удалим, но ваши аргументы выслушаем». Среди других принципов работы коллектива Александр выделил:
• Не выдвигать в публикациях обвинений;
• Опираться только на факты. Не использовать семантические обороты, унижающие кого-либо;
• Не забывать о самоограничении и самоцензуре.
,
Публикации сотрудников просматривает юридическая служба издания. «Фонтанка» достаточно часто судится с антигероями своих расследований.
По мнению Александра Горшкова, хорошим современное издание делают полезные заимствования у других СМИ: «Сейчас многие говорят: “смотрите, какая классная “Медуза”. Она действительно неплохая. Просто она собрала в себе всё то хорошее, что есть в других СМИ. Всегда есть коллеги, у которых можно чему-то научиться, взять к себе в дом. Мы что-то заберём, и у нас что-то возьмут», — подчеркнул руководитель «Фонтанки».
,
,