Ищем партнёра!

Региональные издатели отлично понимают: спрос на актуальную и достоверную местную информацию был, есть и будет всегда. Наш опыт показывает, что всё больше и больше районных, городских и областных изданий выпускает информационный продукт, отвечающий запросам их аудитории. Но продавать его, используя современные технологические возможности, и воплощать в жизнь новые бизнес-стратегии им гораздо труднее, чем коллегам из Москвы и Санкт-Петербурга. Несмотря на закрытие большого количества печатных СМИ, конкуренция в региональном медиаполе по‑прежнему очень серьёзная. Даже самые крепкие местные газеты, не выдержав натиска интернет-новостей, начинают бить тревогу.

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА: КИНО ДЛЯ РЕКЛАМОДАТЕЛЯ

В подавляющем большинстве случаев региональному издателю недостаточно почитать или послушать о новой технологии или новом формате. На то есть масса причин: от специфики конкретного региона до скромных финансовых возможностей. Поэтому с каждым издателем необходимо прорабатывать индивидуальные стратегические варианты. Именно поэтому проект ГИПП «Экспериментальная конвергентная редакция в регионе», который проводится при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, носит отчётливо прикладной характер. Местным редакциям не нужны эксперты-теоретики — им нужны практики, с которыми можно обсудить все нюансы работы конкретного издания и совместно выработать эффективную стратегию.

В нынешнем году одним из участников проекта стала семейная газета «Страна Калининград неделя за неделей». Благодаря своей редакционной политике газета на протяжении 18 лет остается одним из самых популярных еженедельников Калининградской области. Казалось бы, у издания всё хорошо: стабильный тираж, лояльная аудитория, замечательно работающая рекламная служба. Однако работать становится всё труднее. За рекламодателем, так же как и за читателем, приходится бегать. Но найти рекламодателя — полдела. Заинтересовать его печатным медиабрендом очень непросто. Вчерашние форматы взаимодействия уже не работают. «Стране Калининград» нужно было пробовать что‑то новое.

На первом семинаре-практикуме, прошедшем в редакции газеты, было принято решение провести для рекламодателей закрытый кинопоказ в честь дня рождения издания. Попробовать такой формат калининградским коллегам предложила коуч-партнёр проекта Мария Горохова, директор по маркетингу «Теленедели»

,

,

Центральной частью праздничной программы, посвящённой дню рождения газеты «Страна Калининград неделя за неделей», стал закрытый кинопоказ для рекламодателей. Калининград, 21 сентября 2017 года

,

Сначала возникла идея пригласить на киносеанс семьи из определённой социальной категории. Но тогда получилась бы социальная акция, которая всего лишь помогала продвинуть бренд и укрепить лояльность читательской аудитории. А с аудиторией у «Страны Калининград» проблем нет. Газету любят, читают, и газета хорошо знает своего читателя. Изданию было гораздо полезнее пригласить рекламодателей на свой день рождения. Причем не только тех, с кем газета уже работает, но и потенциальных рекламодателей и спонсоров.

Первые будут довольны оказанным вниманием. К тому же эта акция выходит за рамки обычных деловых отношений. Партнёры начинают по‑другому смотреть на издание: «Нас уважают, нас ценят, нас воспринимают не просто как денежные мешки».

А те, кто ещё не имел опыта работы с изданием, увидят, как оно относится к своим партнёрам и кто они — эти партнёры. Это очень важно, особенно для бизнесменов. Потому что бизнесмен рискует собственными деньгами и десять раз подумает, идти ему в эту газету или нет. А на таком мероприятии он всё увидит собственными глазами и примет надлежащее решение.

Кроме того, редакция совместно с тренером придумала провести небольшую церемонию награждения рекламодателей непосредственно перед киносеансом. Согласитесь, это приятно: вас приглашают на день рождения редакции, угощают, вручают приз и ещё показывают кино.

Мы часто забываем о том, что газета — это тоже бизнес. С рекламодателем надо говорить на одном языке. Газете не нужно просить денег. На сегодняшний день взаимоотношения рекламодатель-издатель должны строиться в парадигме win-win. То есть каждый должен получать какую‑то выгоду: не только в денежном эквиваленте, но и в развитии деловых и, что немаловажно, человеческих отношений.

,

УСПЕХ ЛЮБОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗУЕМОГО ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИЛИ РАЙОННОЙ ГАЗЕТОЙ, ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖЕН БЕЗ НАДЁЖНЫХ ПАРТНЁРОВ

,

Посмотрите на крупный бизнес, на большие корпорации. Там очень много именно партнёрских программ: для субподрядчиков, для инвесторов и т. д. Там прекрасно понимают, что помимо дивидендов, которые они получают в рамках партнёрского договора, крайне важна лояльность. Издатель никогда так не работал. Ему это было и не нужно. У него был читатель, его «священная корова», которая приносила ему деньги. Плюс государство. Всё. Но сейчас меняется отношение к рекламе в принципе. А к газетной рекламе, к «принту», отношение меняется очень сильно. Издатели действительно замечательно работают с аудиторией. И на праздниках, которые проводит или в которых принимает участие то или иное СМИ, его читатель никогда не остаётся обделённым. Обделённым на таких праздниках остаётся рекламодатель. Про него, как правило, забывают. И такие отношения бесперспективны.

 

ДЕТСКАЯ ПРЕССА: ФЕСТИВАЛЬ С АКЦЕНТОМ НА УЧЕБУ

Вопрос о монетизации контента остро стоит и для издателей детской периодики. Неудивительно, что у них заметно растёт интерес к Всероссийскому фестивалю детской прессы, который Союз издателей «ГИПП» при поддержке ФАПМК проводит уже третий год. Аналогичного мероприятия в данном сегменте СМИ у нас в стране просто нет. Во-первых, к фестивалю «прилагается» конкурс детской прессы «Волшебное слово». А во-вторых, мы постоянно экспериментируем, пытаемся придумать наиболее эффективный и оригинальный формат самого фестиваля, который был бы полезен для всех его участников: и для гостей, и для экспертов, и для организаторов.

Провести сегодня мероприятие — не проблема, будь то фестиваль, форум или конкурс. Главное — чётко представлять целевую аудиторию и задачи, которые перед вами стоят. А формат может быть каким угодно. Главное — «фишки». Наша «фишка» — мы к этому пришли осознанно — деловая программа для издателя, которая сформирована не по представлениям организаторов («это им должно быть интересно»), а непосредственно по запросу целевой аудитории («нам интересно именно это»). Всё остальное — атмосфера, радость, общение, коммуникация — идёт приятным бонусом к полезной информации. И не наоборот!

,

,


ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСА ДЕТСКИХ СМИ «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО – 2017»


 Лучший детский журнал. Журнал «Чердобряк» (г. Пенза)

2   Лучшая детская газета. Газета «Ставроша» (г. Тольятти)

3   Лучшее художественное/дизайнерское решение. Журнал «Мурр+» (г. Калининград)

4   Лучшее редакторское решение. Журнал «Маленькая Страна» (г. Калининград)

5   Лучший детский сайт. ve36.ru, «Агентство детских новостей «Ворон и Ёж», (г. Воронеж)

6   За преданность делу. Воловик Глеб Владимирович, генеральный директор ООО «Издательство «Добрая Компания» (г. Симферополь)


 

,

Конечно, сформировать одну только программу недостаточно. Нужны сильные спикеры, эксперты, те, кто имеет личный издательский опыт (в данном случае — детских периодических изданий) и кто может этим опытом поделиться.

Например, на III Всероссийский фестиваль детской прессы мы пригласили выступить Оксану Ачкасову, и. о. директора Национальной телерадиокомпании Чувашии, основателя журнала «Егоза». Она рассказывала, как детскому СМИ зарабатывать идеями и что предложить рекламодателю (материал Оксаны Ачкасовой о том, как привлечь взрослого рекламодателя в детский журнал, опубликован в № 7 журнала ЖУРНАЛИСТ за 2016 год). Виктор Бакурский, главный редактор журналов «Мир техники для детей» и «Авиация и космонавтика», рассказывал о том, как привлечь мальчишек к чтению нишевого детского издания. Татьяна Коноплёва (ИД «Открытые системы») поведала замечательную историю о редакционной подписке: как с её помощью увеличить аудиторию. А наш постоянный спикер и друг, главный редактор «Классного журнала» Алексей Ходорыч рассказывал о том, как детскому СМИ работать с грантами, реализовывать социально значимые проекты и проводить акции (интервью с Алексеем Ходорычем — см. ЖУРНАЛИСТ, 2016, № 12).

Ещё одной нашей «фишкой» стало введение с этого года дискуссионной панели «Стартап»: на ней подробно разбирается новое, свежее издание, при личном участии издателя. В нынешнем году участником «Стартапа» стала Елена Волынская, которая выпускает журнал для малышей «Пузырик» в городском округе Домодедово.

Успех любого ивента, который организует отраслевая организация или районная газета, практически невозможен без надёжных партнёров. Нашему Фестивалю детской прессы, например, очень повезло с ВДЦ «Орлёнок»: помимо безупречной организации фестиваля в целом, арт-команда «Орлёнка» под руководством Оксаны Вербы-Зеленской подарила нам потрясающие гала-концерт и церемонию награждения победителей конкурса «Волшебное слово». А ключевым мероприятием развлекательно-познавательной программы фестиваля стала игра «Фотокросс», которую провел художник и фотограф Тимофей Трефилов.

Таким образом, нам удалось сформировать, по сути, учебно-методическую площадку. Издатели отмечали, что как раз такого формата им не хватает: «Мы варимся в собственном соку, что‑то где‑то в интернете пытаемся найти и адаптировать под себя. Гораздо удобнее и эффективнее без всякого стеснения обсуждать свои проблемы с коллегами и экспертами лично». Мы уверены: если издатель не получает важную для него информацию и не испытывает интереса и удовольствия на мероприятии, то его либо не слышат, либо его не слушают. Давайте слышать и слушать друг друга.

,

Фото: Виктор Водолазький