Фантастика из области

Особенности взаимоотношений региональных и федеральных СМИ заключаются в том, что федеральные медиа могут беззастенчиво использовать профессиональные находки коллег «с мест». Те, в свою очередь, довольствуются гиперссылкой на свой интернет-ресурс на сайте «большого брата». Потому что ссылка на «Медузе» или на «Ленте» — это грязный, но трафик. А трафик — это верховное божество для редакций, которые живут за счёт рекламы и хороших отношений с местными торговыми центрами, автозаправками и депутатами.

Неравноценный обмен информации на грязный трафик вызывает, мягко говоря, неуважительное отношение столичных журналистов к коллегам из областных СМИ. Опыт «Алтапресса», «Абак-пресс» или «Западной прессы» так и остаётся интересен лишь местной тусовке (спорно: как раз эти компании активно выступают на федеральных мероприятиях. — ЖУРНАЛИСТ). Мы решили собрать в этой заметке несколько главных мифов о региональных СМИ и рассмотреть их повнимательнее.

,

Трафик — это верховное божество для редакций, которые живут за счёт рекламы и хороших отношений с местными
торговыми центрами

,

,

МИФ 1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ ПУБЛИКУЮТ ВСЯКИЙ ТРЭШ

ДА, ЭТО ПРАВДА. Все мы видели заголовки новостей про человека-омича, не сумевшего покинуть Омск. Читали, как весёлый житель Тюмени отметил День ВДВ, насилуя под гимн России свою сожительницу на балконе. С волнением следили за красноярцем, который изобрел новый самогонный аппарат и отравился во время эксперимента с ингредиентами. Такие заголовки собирают много просмотров, по ним с радостью (или отвращением, что для Яндекс.Метрики или Liveinternet, по сути, равнозначно) кликают, а главное, считается, что такие заголовки легко попадают в Яндекс.Новости, привлекающие трафик на маленький региональный сайт. Хотим мы этого или нет, но криминальная хроника и дорожные происшествия обычно самые читаемые рубрики на сайтах в провинции.

К СЧАСТЬЮ, трэш-новости — это ещё не всё. Стремление «писать нетленку» есть у всех журналистов. Серьёзные большие репортажи, тексты с элементами аналитики есть у многих региональных редакций. Там поднимают вопросы о распространении СПИДа и наркомании, проводят серьёзные антикоррупционные расследования и на пальцах объясняют, что происходит с недвижимостью, валютой или ЖКХ. Вот, скажем, материал Маргариты Логиновой и Петра Маняхина «Маленький Советский Союз» из новосибирской «Тайги.инфо»: о том, как детям мигрантов помогают адаптироваться в Сибири Хороший пример крепкой региональной «социалки», которая в федеральных СМИ представлена разве что «Такими делами». Вводный абзац, правда, выполнен в глянцевом жизнерадостно-игривом стиле: «Почему ложка — лучший подарок маленькой узбекской девочке, переехавшей в Новосибирск, а требовать выкуп больше 20 тысяч рублей, если вы похитили киргиза у родителей, бесполезно». Но вводка — это не страшно, дальше всё вполне серьёзно. Адаптационный детский центр. Сочувствующий директор. Проблемы, заботы. Экспертные мнения, беседы с родителями. Яркие фото детей. Большая история, а читается за один присест.

 

МИФ 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ БОЯТСЯ КРИТИКОВАТЬ ЧИНОВНИКОВ

ДА, ЭТО ПРАВДА. В основном потому, что местные чиновники подсаживают СМИ на «договоры об информационном сотрудничестве», а депутаты — это владельцы бизнеса, который размещает рекламу в СМИ. Естественная реакция владельца или главного редактора издания на суровый звонок рекламодателя — это попытка «договориться» и больше никогда не попадать в подобную ситуацию. Причина проста: рынок в регионе, как правило, очень узок. Потеряв крупного рекламодателя, а тем паче уступив его конкурентам, СМИ не сможет заменить его никем другим.

К СЧАСТЬЮ, в регионах ещё остались журналисты и даже целые издания, которые не только хорошо зарабатывают на рекламе, но и формируют критическое отношение к власти в своей местности. Есть журналисты на Урале и за Уралом, а также в отдалённых провинциях, которые критикуют чиновников так, что тех становится иногда жалко. Вот как, например, в «Новом Калининграде» пишут о врио губернатора Алиханове и его окружении: «В первые месяцы руководства областью врио губернатора коррупционной темы публично не касался. Видимо, были задачи поважнее, чем “жёстко пресекать” словами — тем более, что на этой ниве уже хорошенько попасся его пред-предшественник. Но время шло, выборы становились всё ближе (хотя, конечно, нельзя исключать и искреннего желания удавить гидру), а благодатная тема оставалась неосвоенной. Звонок прозвучал перед тем, как сменилось руководство областной больницы: Антон Алиханов заявил о признаках конфликта интересов в медучреждении… Впрочем, очевидно, что на тот момент политтехнологи ещё не взялись за Алиханова вплотную, а может, не успели достать заброшенную было на антресоль методичку» и т. д. Волосы дыбом.

,

,

СМИ в регионах — это больше сервис, чем информационное агентство

,

 

МИФ 3. В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ ОСНОВНОЙ УПОР ДЕЛАЮТ НА НОВОСТИ

ДА, ЭТО ПРАВДА. И на то есть две причины. Во-первых, новости дают трафик, который позволяет сайтам зарабатывать. Средний региональный сайт выдаёт в день от 15 до 50 новостных материалов. При этом редакция, в которой работают 10 человек, имеющие доступ к источникам, легко может проиграть по показателям редакции, где трудятся две студентки. Кроме того, новости довольно дёшевы в производстве по сравнению с большими текстами. Для того чтобы создать качественный лонгрид или спецпроект, нужно потратить несколько человеко-часов или даже человеко-недель, что для современного «потокового» интернет-медиа равнозначно неэффективному расходованию средств. Поэтому царица региональных СМИ — лента новостей.

К СЧАСТЬЮ, некоторым СМИ не нужно гнаться за попаданием в Яндекс.Новости и накачивать себя трафиком. Эти счастливые редакции могут отправить журналиста в многодневную экспедицию, откуда тот пришлёт несколько репортажей, или кинуть все силы на создание мощного спецпроекта, который привлечёт читателей больше, чем стандартные новости о ДТП, и будет обсуждаться несколько дней. Такова, например, пермская «Звезда» — издание, которое изначально делало ставку на глубокие тексты, а не на новостную повестку. В итоге сейчас у них есть и репортажи «с колёс», и аналитические разборы, и спецпроекты, посвященные репрессиям. Вот, например, расследование «Звезды» о том, как в Пермском крае устроен бизнес по утилизации батареек — над материалом в 4,5 тыс. слов с фотографиями, схемами и инфографикой работали одновременно четыре журналиста.

,

,

 

МИФ 4. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ СОВРЕМЕННЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ ДЛЯ МЕДИА

ДА, ЭТО ПРАВДА. Редизайн, не говоря уже о полной смене CMS, — удовольствие весьма дорогое. Как правило, у региональных издателей нет средств на совершенствование того, что работает и без модернизации. Даже если
владелец регионального новостного сайта решился на редизайн, он ограничивается новым видом главной страницы и не касается условий труда журналистов, а тем более, серьёзного анализа поведения аудитории на сайте. По подсчетам автора, из 100 региональных сайтов, за которыми он регулярно наблюдает, лишь у 15-ти есть мобильная версия. При этом лишь у четырёх-пяти сайтов эта мобильная версия выглядит более-менее продвинутой и современной — как технически, так и эстетически.

К СЧАСТЬЮ, есть несколько примеров СМИ, в которых редакции удалось договориться с программистами и рекламным отделом так, чтобы в новой версии не только «раздать всем сестрам по серьгам», но и создать действительно привлекательное медиа. Среди них можно выделить прежде всего два краснодарских проекта: «Юга» и «Югополис».

 

МИФ 5. ВСЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ ИГНОРИРУЮТ ФЕДЕРАЛЬНУЮ ПОВЕСТКУ

ДА, ЭТО ПРАВДА. Так уж сложилось, что читателям в регионах важнее то, что происходит у них под боком, чем то, что случилось в далёкой Москве. Это не сепаратизм, а обычная жизнь. СМИ в регионах — это больше сервис, чем информационное агентство: из новостей на региональном сайте читатели узнают, где случилась авария, чтобы знать, как лучше объехать пробку; руководствуясь гайдами на местных ресурсах, жители Омска, Новокузнецка или Хабаровска строят планы на выходные; из новостей локальных медиаресурсов люди получают информацию о том, почему не работает магазин возле дома или когда отключат горячую воду. Звучит смешно, но для многих россиян эта информация важнее, чем новости о Дональде Трампе и даже щуке Путина.

К СЧАСТЬЮ, многие региональные редакции сознают: они так же сражаются за внимание аудитории, как и федеральные сайты. Поэтому на местных сайтах всё чаще появляются новости о решениях Правительства, конфликте на востоке Украины или об инициативах Илона Маска. Так редакции из Красноярска, Воронежа
или Самары удерживают аудиторию на своей площадке.

Один из самых ярких примеров, когда редакция СМИ расположена в регионе, но её журналисты пишут на федеральные темы (и даже имеют корреспондентов в Москве), — уральский «Знак.ком».

Более того, есть региональные издания, которые не просто выходят на «федеральное поле», но и пытаются охватывать макрорегион. «Ура.ру» охватывают территорию всего Уральского округа и даже официального Поволжья. Новосибирская «Тайга.инфо» освещает всё, что происходит на гигантской территории Сибири. А сыктывкарский «7×7», работающий под девизом «Горизонтальная Россия», вполне его оправдывает, поскольку пишет обо всём Северо-Западе и центральной части страны, не ограничивая себя административными границами округов и областей.

,

Заходное фото: shutterstock.com