,
Перед тем, как приступить к обзору газеты «Перекресток» из города Белая Калитва Ростовской области, обратим внимание на региональную вкладку, которая распространяется со всеми ростовскими районными газетами. Тексты трогать не будем — все они оставляют впечатление «причёсанных» пресс-релизов. Вопрос как раз в оформлении. Неэффективном и даже ложном. Это пример для каждой редакции, которая по разным причинам стала заложником инфографики. Где‑то новую форму подачи информации требуют учредители (чиновники отраслевых ведомств), где‑то — сами редакторы. И довольно часто ситуация оборачивается фарсом. Потому что инфографика делается даже не «на глаз».
Тираж районной газеты «Перекрёсток» — 12 тыс. экземпляров. Представляете?
,
,
И как можно графически показывать неопределённый показатель — в данном случае «более 1 млрд рублей» и «более 190 млн рублей»? О том, что «более 1 млрд рублей» в графике чуть больше 20 млн, я даже не говорю… Неужели трудно упростить график, указав точные пропорции, и либо убрать из него неопределённые показатели (на втором рисунке), либо найти их точные данные?
,
,
Вот это уже точно фарс.
,
НИКОГДА…
• не делайте инфографику только потому, что вы хотите ее сделать;
• не делайте ее «на глаз»;
• подбирайте наиболее эффективные формы графиков для той или иной информации;
• отсекайте данные, которые могут «замусорить» график.
Главное разочарование вызывает несистемность — и в текстово-заголовочных стилях, и в композиционных. Наверняка редакция и сама видит свои ошибки. Но, как всегда, рутина, рутина… Чтобы было наглядно, давайте посмотрим на знакомые издания, где все графические модели выверены.
ЧИТАТЬ ЭТИ ИЗДАНИЯ УДОБНО. Каждый элемент имеет чёткую логику применения, а модульная сетка существует по непреложным законам. Вот и всё. Уже этого достаточно, чтобы издание выглядело функциональным и комфортным для чтения. Не красивым, не эффектным, не красочным, не оригинальным, а именно комфортным.
,
,
Где любимые нами фигурные линеечки и вычурные рубрики? Это не мешало изданию несколько раз получать главный приз Всемирного конкурса газетного дизайна (World’s Best-Designed Newspaper). Cекрет феноменального успеха как раз в системности — простоте, точности и эффективности оформления.
,
,
Сразу можно отметить, что зрительную навигацию на полосах редакция «Перекрёстка» выстраивает достаточно хорошо. Во всяком случае, при просмотре номеров чётко видно деление публикаций на разные планы (первый, второй и иногда — третий). Но есть существенные минусы. По ним и пройдемся. Тем паче, что эти минусы — «хроническое заболевание» подавляющего большинства региональных газет.
,
МОДУЛЬНАЯ СЕТКА
Вернитесь назад — посмотрите ещё раз на пять показанных газет. Выстроенная модульная сетка, никаких отступлений от неё. Таким образом, для читателя заложены чёткие правила подачи материалов (всего два-три формата колонок). Редакциям этих изданий даже в голову не придёт нарушить сетку из‑за того, что текст не лезет.
А теперь посмотрим на полосы «Перекрёстка». Практически в любом номере газеты не менее десяти (!) ширин колонок. Увидев такое, первым делом взгрустнёшь по «высокой» печати, где были чёткие форматы 2.12, 2.24 и 2.36. В этих форматах верстали и «Правда», и областные рупоры, и все районные газеты. И притом все газеты так или иначе имели своё лицо. Единые правила нисколько не мешали газетам быть своеобразными.
Ну, и конечно, дело портит чрезмерная плотность всех элементов. Ясно, что редакции зачастую жалко текстов, которые не входят при «свободной» подаче. Но плотность вёрстки — это палка о двух концах… Вам удобно ходить по центральным улицам, где приходится протискиваться через толпу других пешеходов? Почему же читателям мы каждый раз предлагаем тесниться на «тротуарах» газетных полос?
И кстати. Интересно: что побуждает верстальщиков «залезать» иллюстрациями на колонки текста?
,
,
Признаться, я так и не смог найти логику применения того или иного заголовочного стиля. Стилей явно больше, чем необходимо. При этом они не ярко отличаются друг от друга (все заголовки исключительно полужирные, у заголовков каждого плана почему‑то по два разных варианта). Ну, это, скажем, как в правилах дорожного движения одно и то же правило будут показывать два разных знака. Зачем усложнять читателю жизнь? Система текстово-заголовочных стилей должна быть максимально простой и понятной. Не сочтите за назойливость, но посмотрите ещё раз на те самые пять изданий…
,
***
Всего три системные ошибки, а в итоге — чрезвычайно неуклюжее оформление. В самом деле, чувствуешь искреннюю досадуи из‑за несовпадения содержательной и графической моделей у издания, которое точно заслуживает лучшей судьбы и подачи.
Если вы считаете, что этот обзор касается только «Перекрёстка», посмотрите на свою газету.
,
,