,
New York Times вслед за Guardian открыла отдел благотворительных доходов, чтобы собирать пожертвования фондов и граждан на поддержку редакционной политики издания. То есть речь идет не о продаже контента или рекламы, а о прямой «продаже» обществу самой журналистики — в том изводе, как ее видит редакция. Так сказать, продают билеты на Провал, чтобы он больше не проваливался.
Guardian не признает пэйвола и выступает за «открытую журналистику», так как считает, что СМИ должны служить обществу. На базе этой идеологии редакция активно предлагает читателям и организациям поддерживать газету в самых разных форматах — от клубных взносов в программе Guardian Membership, до сбора пожертвований на фирменную журналистику газеты. Созданный в прошлом году отдел некоммерческих доходов уже привлек на различные репортерские проекты $6 миллионов, из которых 1 миллион составили гранты.
,
,
New York Times, в отличие от Guardian, не просто исповедует пэйвол, но и стала одной из самых успешных газет по продаже цифровой подписки (2 миллиона только цифровых подписчиков и еще 1 миллион — печатных). Тем не менее, NYT тоже решила открыть отдел благотворительных доходов — об этом объявлено 1 сентября. Подразделение будет заниматься поиском некоммерческих пожертвований для поддержки репортерских проектов, а также поиском местных партнеров для инициатив издания. Таким образом, СМИ начали конкурировать не только за рекламные бюджеты, но и за благотворительные деньги фондов и граждан (а на Западе это внушительные ресурсы).
Эти события вряд ли означают утрату последних надежд на бизнес или окончательный переход СМИ от «товарной» журналистики, продающей контент и рекламу, к журналистике дотируемой. Скорее, продолжается дисперсия медиа-бизнеса. Двух мощных потоков (реклама, подписка) больше нет. Надо собирать доходы из множества маленьких источников, которые еще предстоит найти и раскопать.
В то же время нацеленность на деньги фондов уже вызывает опасения у критиков. Во-первых, желание подстроиться под «преспективные» благотворительные темы может влиять на редакционную политику. Во-вторых, если по какой-то теме нет перспективы пожертвований, то она может получить меньше освещения, даже несмотря на свою значимость.
Тем не менее, уже предсказывают, что путем Guardian и NYT пойдут вскоре и другие СМИ.
,
Рубрика «Медианавигатор» регулярно рассказывает о зарубежных событиях и тенденция в мире медиа.
Ведущий рубрики — Андрей Мирошниченко, медиааналитик, руководитель Школы эффективного текста, координатор российской Ассоциации футурологов, эксперт программы Фулбрайта (США).
,
,