,
День выборов приближается не только в России, но и в Германии — 24 сентября там пройдут федеральные выборы. Немецкая журналистика вовсю сражается с фэйк-ньюс. Ветераны этой войны — журналисты Spiegel, где отдел фактчекинга, насчитывающий 70 человек (!), действует с 1950 годов. Подразделение «dokumentation» развивалось на базе архива публикаций. Основная задача — предоставить экспертизу по всем возможным темам. Структура отдела такая же, как в редакции (политика, экономика и т.п.), среди экспертов много докторов наук. Они работают вместе с журналистами уже на стадии подготовки материалов.
С появлением интернета архивная экспертиза Spiegel стала умной. База данных пополняется на 60 тысяч публикаций каждую неделю, включая официальные документы и статьи СМИ. Команда программистов тренирует умный алгоритм, который, как они уверяют, разбирается в запросах журналистов редакции «лучше, чем Гугл». Ученые из университета Гамбурга в 2008 году подсчитали, что отдел фактчекинга Spiegel как-то внес лишь в один номер журнала 1153 поправок. Такова степень интеграции экспертов в работу редакции.
,
,
Цифровые технологии, однако, не только помогает фактчекингу, но и затрудняют его. Время подготовки публикаций сократилось, фактчекеры имеют на работу не неделю, как 50 лет назад, а 30 минут. Экспертиза зачастую сокращается до проверки имен и дат.
Но выборы и эпидемия фэйк-ньюс возродили интерес к фактчекингу. Spiegel уже имеет опыт политической проверки — на выборах 2013 года они запустили проект Münchhausen-Check (да-да, в честь того самого барона), в рамках которого проверяли заявления политиков.
,
Рубрика «Медианавигатор» регулярно рассказывает о зарубежных событиях и тенденция в мире медиа.
Ведущий рубрики — Андрей Мирошниченко, медиааналитик, руководитель Школы эффективного текста, координатор российской Ассоциации футурологов, эксперт программы Фулбрайта (США).
,
,