Давно мы мечтали возродить в нашем цеховом издании старый добрый жанр полемической грызни с собратьями по перу. Как-никак, ЖУРНАЛИСТ всегда этим славился — особенно в позднесоветское время, когда за одну только небольшую критическую заметку упомянутого сотрудника вышвыривали из его редакции, хорошо, если не с волчьим билетом. Подлость, а приятно! Конечно, при всём нашем желании, реставрировать этот процесс невозможно. Времена изменились, редакции больше не следят за успехами своих коллег, соревновательный дух утрачен, а главное, журналисты не трясутся за место в профессии. Просто потому что профессия больше никому не нужна — ни потребителям прессы, ни самим журналистам.
Те мастера, которые помнят великую культуру, основанную на срубленных и перемолотых деревьях, скитаются сегодня по редакциям в латаных штанах и мятых рубашках со следами заварки. В лучшем случае — сидят по кооперативным квартирам и пишут колонки, которые сами же и читают. Особняком стоит Андрей Иванович Колесников, который увидел Путина и навеки обратился в фонтан «Золотой колос».
Что же касается выпускников журфаков и прочих молодых специалистов, у них есть превосходная альтернатива: стать орудием разящей, как тухлый арбуз, пропаганды или же наняться в одно из развлекательных изданий-прилипал, сидящих на горбу у банков, депутатов Государственной Думы и сотрудников контрразведки. Все остальные, пытаясь оправдать собственную неприкаянность, бойко рассуждают о блестящем будущем email-рассылок и каналов Telegram.
Однажды автор этих строк участвовал в грандиозном эксперименте по изучению истории XX века. История изучалась сквозь призму легендарного, как теперь принято писать, журнала «Крокодил». Когда мы с коллегами прошерстили весь архив с 1922 по 1996 годы, в наших взбаламученных мозгах сложилась предельно ясная картина взаимоотношений человека с современным печатным словом. Мы пришли к выводу, что все нынешние средства массовой информации работают с единственной целью: не дать читателю что-либо узнать. Ради чего это делается — во имя спасения нации или всего человечества, сказать трудно. Но очевидно, что главная задача СМИ — сохранить коллективное сознание граждан в девственно-идиотическом состоянии. Опутать его силками бесконечных видеороликов. Закружить в лабиринте перекрёстных ссылок. Запугать адскими формулировками, номерами указов, фотографиями танков и автомобилей, многоступенчатыми родительными падежами и разговорами ни о чём под маркой репортажа. И наконец — нанести контрольный выстрел при помощи музыкального клипа вице-премьера Рогозина, выпуска новой программы Андрея Малахова или рэп-баттла двух маменькиных сынков. Всё, что может делать после такой инъекции обалдевший пациент, — тихо смотреть новые эпизоды «Игры престолов», не претендуя на большее. А с утра всё начнётся сначала.
,
,
Прекрасным образцом карательной журналистики можно назвать крупное периодическое издание «Лента.ру». Как известно, его владелец бизнесмен Александр Мамут в 2014 году разогнал романтический коллектив во главе с Галиной Тимченко, после чего в «Ленту» пришёл картель вежливых убийц Алексея Гореславского. На протяжении трёх лет они ежедневно приближались к читателям со спины, ловко зажимали им лицо тряпкой, пропитанной хлороформом, и пока те корчились, пытаясь вздохнуть, шептали им о подмосковном фестивале хороводов, о том, как поссорились два полицейских, о мужественных диабетиках, о собачке, которую переехал мотоцикл где-то на востоке Украины, о тайном господстве Петра Порошенко и о самых смешных нападениях быков на тореадоров.
Однако пару месяцев назад Алексей Гореславский ушёл работать в Кремль, а «Ленту» возглавил один из её редакторов Владимир Тодоров. И если прежнюю команду можно охарактеризовать как застенчивых душителей, то современный состав редакции, судя по выбору тем и заголовков, представляет собой просто банду обкуренных головорезов, постреливающих из открытого окна «Приоры» под Вагнера и Ваенгу. Вот, например, рубрика «Мир». Читаем с утра заголовки: «Первая кровь». «Сербская смерть». «Афганский груз». «На кровавых каруселях». «Всюду Гитлер». Крупные материалы о мире перемежаются мирными же новостями: «Российский актер рассказал о кайфе от войны на стороне Украины в Донбассе», «Немецкого медбрата-душегуба заподозрили в еще 84 убийствах», «Минпромторг ответил на предложение повысить цены на водку до 300 рублей» и так далее.
,
,
Когда у вас пройдёт первый шок, а внутренности вернутся на свои места, можете перейти в рубрику «Россия». В конце концов, это же наша страна? Читаем: «Сталбыть, сожгли нас…» (о ростовском пожаре), «Над кладбищем стоял смрад» (зачем россияне копаются в мусоре), «Тайсон с Матвеевской» (агрессивный москвич откусил дворнику ухо), «Бесоизвержение» (поп-экзорцист на чёрном джипе) и тому подобное.
«Но может быть, — слабо защищаетесь вы, — может, есть что-то в отделе «Культура»?» Ну, конечно же, есть, отвечаю я вам. «Кожу на лицо натянул» (умер создатель «Техасской резни бенозпилой»), «Диджей кайфоломит» (полиция ищет наркотики в штанах), «Самый главный поц» (умер чокнутый дядюшка современного кино) и др.
Очевидно, что принципы карательной журналистики напрямую влияют на эволюционный процесс. Судя по новому лицу «Ленты.ру», её обновлённый читатель должен не только ничего не понимать, но и испытывать непреходящую бешеную тревогу, опасаясь, что каждый шаг чреват откушенным ухом, пожаром, душегубством и смрадом.
Вы не поверите, но недавно я своими глазами видел молодого и перспективного сотрудника «Ленты». Он бродил с фотоаппаратом вокруг церкви и, должно быть, прикидывал заголовок, типа «Последняя молитва». Мы коротко побеседовали, причём он не забыл упомянуть, что «Лента» — самое популярное издание в России. К сожалению, он почти не врал. В рейтингах «Медиалогии» за июнь 2017 года ресурс занимает третье место по цитируемости. По этому поводу можно много чего говорить, но лучше уж вы сами подставьте сюда любой заголовок с той самой «Ленты». Например: «Добро пожаловать на дно».
,