О чём лекция?
Лекция про образование. При чём тут журналистика? Соль в том, что образование — это такой формат коммуникации, при котором у получателя должны возникнуть новые знания, а лучше навыки и опыт.
Сегодня многие медиа стремятся создавать вокруг себя сообщества и вовлекать аудиторию в общение. Передача полезной информации и обмен опытом — один из лучших способов найти общий язык со своей аудиторией.
Василий Лебедев превратил лекцию в серию интерактивных сессий: незнакомые люди в зале собирались в микрокоманды по 2-3 человека, придумывали и обсуждали идеи, оценивали и предлагали улучшения другим командам. Обмен опытом (experience sharing) — это якорь, благодаря которому человек усваивает знания.
ЖУРНАЛИСТ выбрал ключевые слайды и записал важные идеи.
Разберемся в образовании
Рано или поздно у каждого появляется идея: передать свои знания, поучить других чему-то.
,
,
Если подходить к этому основательно, то нужно создавать образовательный проект.
Василий Лебедев понял это, когда работал в креативном агентстве Red Keds. Тогда решили, что достаточно просто собрать своих хороших друзей и коллег по рекламному цеху, предложить им сделать лекции и получится крутой курс. Собрали дюжину лучших спецов и директоров, распределили роли и погнали! Но тут же столкнулись с трудностями.
,
,
Просто механическим сложением это не работает. Нужно думать дальше. А что вообще есть «образование» для нас? Чему мы учим?
Человек рассказывает со сцены лекцию — это образование? Я почитал что-то в Википедии или послушал аудиокнигу — это образование?
,
,
Если образовательный компонент есть в любой коммуникации, то как этим управлять?
Образование — очень неоднородная среда. В центре содействия инноваций в образовании (ЦИСО СОЛь) собрали карту русскоязычных образовательных проектов, выделили около десятка различных кластеров (детское, дистанционнное, школьное, высшее, дополнительное и прочие).
Выяснилось, что нет никаких универсальных стандартов, и даже хуже — разные кластеры практически не общаются друг с другом. В глобальном смысле, нет строгого деления между ними. Есть огромное количество систем координат, подходов, традиций, механик. Что может быть базовым, объединяющим принципом?
,
,
Корневая, базовая вещь — это системное креативное мышление, которое задает вектор коммуникации и далее уходит в более узкие направления работы и прикладные задачи. Именно правильно настроенное мышление помогает направить внимание аудитории в нужное русло и добиться поставленных целей. Этому нужно учить и учиться.
,
,
Чтобы прийти к системной работе, надо структурировать ваш образовательный проект. Здесь помогают фреймворки — набор универсальных правил и моделей для создания курсов, которые уже показали свою эффективность. Идея проекта должна выстроиться от общих установок до идеи каждого занятия.
,
,
Большая идея — это смысловое и эмоциональное ядро, от которого будут питаться и расти конкретные шаги в развитии проекта. Большие идеи помогают формулировать важные и понятные ценности, миссию и «заповеди», которые лежат в основе действий.
,
,
Именно поэтому проект нужно представлять как живого человека, поскольку он будет занимать часть жизни других людей. Общение с ним должно быть интересно, полезно и приятно, как с человеком.
,
,
При этом хороший проект должен обострять конфликт на стыке мотивов и барьеров людей. Разрешение конфликта и есть цель проекта. Но как найти решение?
На стыке мотива и барьера рождается инсайт — понимание неудовлетворенной и неочевидной потребности человека. Инсайт помогает сформулировать и разрешить конфликт, выстроить драматургию.
В идеале, хороший проект строится по законам драматургии и представляет собой «арку»: завязка — развитие — кульминация — развязка. Сопереживание — лучший закрепитель опыта.
Найти и сформулировать большую идею — не так уж просто. Этому учат на ИКРе, этому посвящена книга по методологии CRAFT, также есть методичка ИКРы с основными понятиями (доступна для членов Клуба Журналиста).
,
,
Спускаемся от идеи проекта (большой идеи) к идеям непосредственно курса и образовательного модуля внутри него. Проект может состоять из несколько курсов, а внутри каждого — несколько образовательных модулей. Идея курса наследуется от идеи проекта и далее вниз к модулю и занятию. Например, большая идея- «симулятор жизненного опыта» будет иметь много веток и большой потенциал для ответвления идей, курсов, модулей и занятий.
,
,
Дальше внутри курса определяются разные параметры, которые также идут от человека, его потребностей, мотивов и барьеров.
,
,
На уровне занятия также нужно выстроить свою драматургию, с учетом особенностей человеческого восприятия. И здесь важнейшее правило: занятие — не равно материал. Занятие = опыт.
,
,
Для этого Василий Лебедев и ИКРа выпустили специальный инструмент для проектирования занятий — «Конструктор опыта». Есть его настольный вариант и бесплатная онлайн-версия.
,
,
По сути это структурированный в формате карточек набор различных подходов и методик с правилами их применения.
,
,
Принципы работы конструктора очень просты: выбрать цели занятия и тезисы, подобрать методики и выстроить их в сценарий.
,
,
Шесть правил: как построить интересное занятие
,
,
Нагревать и остужать вовлеченность
Карточки учитывают разную степень вовлечнности слушателей: от активного участия (красные карточки) к пассивному восприятию (синие карточки). Ключевая рекомендация — чередовать «возбуждающие» и «успокаивающие» подходы.
,
,
,
Концентрировать внимание
Возраст человека влияет на его способность концентрироваться: взрослые и школьники могут в одном режиме не терять фокус в среднем 15 минут, дети младшего возраста — в два раза меньше.
,
,
,
Распределять время
Занятие строить лучше по схеме «15-70-15». Вводные и заключительные части — по 15% времени, на суть — 70%. И не забываем про чередования методик и драматургию.
,
,
,
Определять целевое действие
Внутри занятия каждый блок должен преследовать какую-то задачу: запомнить, понять, оценить, создать что-то. Что мы хотим, чтобы человек понял или сделал после порции материала? Для этого хорошо подходит «такосномия Блума», которая выстраивает иерархию целевых действий в пирамиду: от простого основания к более сложным и трудоемким формам.
,
,
,
Соблюдать балланс
При создании как курса, так и занятия, нужно стремиться к баллансу «4К»: креативное мышление, коммуникации, критическое мышление, коллаборация.
,
,
,
Провоцировать ошибки
Опыт лучше усваивается через ошибки. Давайте задания, чтобы человек приложил усилия и ошибся. Тогда разбор ошибки станет его личным вызовом и закрепится в опыте.
,
,
Для членов Клуба Журналиста публикуем полную версию презентации (с интерактивными вставками-заданиями).
,
,