Любит — значит бьёт

Последние островки искренней журналистики — газеты в глубинке — сами приближают свой конец. Невероятная беспечность к собственной судьбе. Угождая учредителю, причём зачастую — добровольно, «районки» повторяют участь больших изданий. Нет, вы не перепутали рубрику. Этот текст — об особенностях оформления.

Смотришь полосы, а там, на первых информационных разворотах — сплошь главы, депутаты и начальники всех мастей. И тексты вроде о реальных проблемах или успехах, с примерами и статистикой. Но рядом — обязательно протокольное фото в галстуках. Да еще с таким выражением лица, словно через минуту казнь.

Позвольте, как же относиться после такого к героям материалов? Не иначе, как к серым потусторонним гостям из параллельного мира. Странно, что хозяева газет сами этого не понимают.

Конечно, редакции в этой ситуации выступают заложниками учредительских требований. Но нередко такие снимки появляются в газетах по решению самих газетчиков. Скорее всего, просто по инерции. Потому что «так надо» и «так все делают». Ещё одна причина «выхолощенности» официальных публикаций — элементарная лень и безынициативность ответственного секретаря и дизайнеров. Ну ведь действительно намного проще поставить протокольный снимок, чем прочитать и понять суть материала, после чего придумать по‑настоящему эффективное оформление.

Я сам отношусь к бонзам без должного пиетета. Но при этом понимаю, что многие из них работают с пользой, решают серьёзные проблемы. И вся их работа — невидима. Только потому, что мы её не показываем. Максимум — перерезание ленточки на пуске второй домны или дефиле по молочной ферме. Однако это никак не разъясняет истинную суть их работы.

,

Часто я слышу на семинарах вопрос:

С какой стати нам, дизайнерам, читать тексты?

А ведь те же люди, которые задают вопрос, покупают себе одежду, предварительно примеряя её. Девушки, мало того, ещё и мысленно прикидывают, что с чем носить. Швея не может сшить качественный костюм, не обмерив клиента и не вырезав лекала. Обувщик не возьмётся за работу, не «потрогав» ступню. Наконец, никто из нас не делает покупок в продуктовых магазинах, не решая, как и с чем всё это можно употребить. Так и дизайнер — не может не знать о содержании текста, который он ставит на полосу и к которому придумывает оформление. Вернее, не так. Не имеет права. Это более правильная формулировка.

И пусть это прозвучит плоско, банально, но работаем мы в газетах не для себя, не для редактора и даже не для зарплаты. Наш единственный клиент и, по сути, работодатель — это читатель. Это и есть отправная точка эффективного и качественного оформления.

С этого тезиса мы и начнём очередной обзор двух районных газет из Вологодской области, приславших свои номера для разбора. Перед нами «Кокшеньга» из Тарногского района и «Верховажский вестник» из района Верховажского.

,

,

«Кокшеньга» и «Верховажский вестник»

Чем «Кокшеньга» сразу «цепляет», так это своим логотипом. Сразу видно, что сделано руками, с душой и пониманием — где и для кого выпускается газета. Чрезвычайно редкий пример аутентичности логотипа в маленькой районной газете. Как правило, дизайнеры в глубинке строят логотипы на свой вкус — из давно избитых шрифтов. Мало того, часто подбирается совершенно несовместимая пара гарнитур. Вот, скажем, «Верховажскому вестнику» в этом случае есть смысл обратить внимание на «Кокшеньгу».

,

,

Вторые полосы

Перед нами две вторые полосы из разных газет. Обе — про работу депутатов и чиновников. Но в одной газете «дармоеды», а во второй — люди, решающие проблемы. Не будем обсуждать проблемы со зрительной навигацией. Проблемы обеих полос очевидны с первого взгляда (отсутствие иерархии иллюстраций и публикаций, конфликт ключевых «точек входа» в материалы — фотографии и заголовка). Речь про другое.

,

,

,

Где инфографика?

Публикация «Депутаты Северо-Запада призвали своих коллег транслировать в субъектах положительный опыт создания детских технопарков». Материал сопровождается скучнейшим снимком заседания. Смотрим текст. А там — финансовые показатели субсидий (где инфографика?). Там — история создания первого в Вологодской области детского технопарка «Металлоториум». Где фото из технопарка — как подтверждение реального решения вопроса? Где эскиз проекта технопарка и его описание? Ведь именно это интересно читателю, а не интерьеры зала заседаний.

,

,

Оформление

Ещё один, типичный для многих «районок», материал — «Лариса Кожевина ответила на вопросы жителей районов области». Что мы видим в оформлении? Практически постановочную фотографию с приёма избирателей. Перечитываем текст. А там — перечень заданных вопросов: о компенсациях ущерба от паводка, о повышении тарифов ЖКХ, переводе домов на газовое отопление и множестве других частных проблем. Где визуальное подтверждение озвученных задач? Может быть, отправить корреспондента и фотографа к людям, пострадавшим от паводка, чтобы показать обоснованность поставленных вопросов? Вполне вероятно, что материал попросту «спущен» в редакцию сверху, но ведь это не значит, что надо штамповать его безо всякой фантазии.

,

,

Информационные развороты

Это информационные развороты 2-й и 3-й полос. В «Кокшеньге» сплошь — абсолютно нечитаемые «серые простыни» областных пресс‑релизов. Тот самый случай, когда хозяева газеты сами себя «закапывают». И, что обидно, закапывают и газету. Местное издание ценится читателями исключительно за местные новости, за темы «рядом с домом». Хотите, чтобы областной или федеральный контент был «читабельным», — создайте небольшую постоянную рубрику на информационном развороте или аккуратно вкрапите материал в полосы с местным новостным наполнением. А лучше — не просто присланный текст, а с примером из местной жизни, который подтвердит суть материала.

В газете «Верховажский вестник» редакция пошла по пути наименьшего сопротивления — поставила снимок‑«затычку», скачанный, скорее всего, из интернета. А ведь речь в материале про опекунство. Первый очевидный шаг — найти в районе опекунскую семью, сходить — посмотреть, как живут. Поговорить с опекунами и детьми. И, наконец, дать снимок с микроисторией, который станет в этой публикации самым эффективным подкреплением текста.

,

ПРИЧИНА «ВЫХОЛОЩЕННОСТИ» БОЛЬШИНСТВА ОФИЦИАЛЬНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ — ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЛЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ И ДИЗАЙНЕРОВ И БЕЗЫНИЦИАТИВНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ И ДИЗАЙНЕРОВ

,

,

Ещё одно заседание

На этот раз заседание показывает «Верховажский вестник». Название мероприятия ввергает во вселенскую тоску: «заседание межведомственной комиссии по взысканию недоимки и легализации объектов налогообложения». Впрочем, редакция находит решение, которое заставляет читателя как минимум обратить внимание на материал. Во-первых, публикация — не бездумное «кто был, что сказал», а настоящий журналистский текст с живыми примерами, подтверждающими тезисы комиссии. Во-вторых, объёмный текст разбивается на главки. Ну и, в‑третьих, всё это иллюстрируется документальным местным снимком, который подтверждает суть сказанного на заседании.

,

,

Разбивайте полосы

Простое разбиение полосы на разные зрительные планы предоставляет читателю комфортную навигацию. Всё четко: первый план — материал «В её руках работа спорится» с крупным снимком, второй план — сгруппированная подборка новостей слева и, наконец, третий план — путеводитель по номеру вверху (краткие анонсы публикаций). При беглом взгляде на страницу сразу понятно, откуда и куда её читать.

,

ДИЗАЙНЕР НЕ МОЖЕТ НЕ ЗНАТЬ О СОДЕРЖАНИИ ТЕКСТА, КОТОРЫЙ ОН СТАВИТ НА ПОЛОСУ И К КОТОРОМУ ПРИДУМЫВАЕТ ОФОРМЛЕНИЕ. НЕ ИМЕЕТ ПРАВА!

,

,

Полосный материал

Обратите внимание, как грамотно строится полосный материал. Снимки подаются по иерархии (более значимый для текста снимок — крупно, а фотография, которая показывает дополнительный факт, — мельче). Таким образом, выстроена зрительная навигация, нет конфликта между разными по значению иллюстрациями.

А главное, посмотрите, как подаются, казалось бы, очевидные по смыслу иллюстрации. С подписью. Причем не с формальным «Письмо сына на фронт», а по‑журналистски информативно — «Написанное аккуратно и старательно, на хорошей бумаге и чернилами (в военное время!) послание всем своим видом и, конечно же, содержанием говорит о почтительности детей к отцу».

,

,

«Раскиданность» иллюстраций

Абсолютно типичный пример «раскиданности» иллюстраций в материале. Это характерно для многих маленьких газет. Постоянно сталкиваюсь в регионах с мифом среди дизайнеров: «Это чтобы уравновесить полосу (материал)». Не надо ничего уравновешивать! Надо группировать однотипные иллюстрации, чтобы читателю было комфортнее увидеть их в одном месте. Выделить размером ключевой снимок, который эффективнее всего передаст суть, а также уменьшить и сгруппировать снимки второго плана. У вас есть портреты двух докладчиков. Зачем их раскидывать? Это как в магазине — «товары одной группы», покупатель всегда ищет их в одном отделе. Вариантов подачи такого материала — множество. Перед вами два очевиднейших примера, как можно было бы скомпоновать такую публикацию.

,

Фото: shutterstock.com, из архивов газет «Кокшеньга» и «Верховажский вестник»