Хотите поговорить об этом?

C 19 по 20 мая в Бухаресте проходила ежегодная рабочая встреча Европейской федерации журналистов. Её название — «Журналистика под давлением» — определило направление основных докладов и дискуссий. Европейские профессиональные организации (их в ЕФЖ более 60-ти) обсуждали пути защиты журналистики и журналистов на континенте, где в прошлом году широко отмечали 250‑летие первого в истории закона о свободной информации. Сегодня в центре внимания ЕФЖ (да и многих других международных организаций) — ситуация в Турции, где в заключении находятся более 150 журналистов, тысячи сидят без работы. Однако проблемы у сотрудников СМИ возникают не только в Турции, но и в тех странах, где, казалось бы, свобода слова давно и прочно защищена. Об этом рассказали руководитель отдела по развитию информационного общества Совета Европы Патрик Пеннинкс и профессор университета Мальты Мерилин Кларк.

,

150 ТУРЕЦКИХ ЖУРНАЛИСТОВ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НАХОДЯТСЯ ПОД АРЕСТОМ

,

По их словам, «карта нарушений свободы слова» обнаруживает последовательный рост числа эпизодов практически по всей Европе. За три месяца 2016 года было зафиксировано 54 эпизода на Украине, 48 в России, 14 в Испании, 16 в Белоруссии, 11 в Венгрии, 24 в Италии, 27 во Франции, 12 в Польше. В исследовании приняли участие 940 респондентов из 47 стран — членов Совета Европы и Белоруссии, мужчины (54%) и женщины (46%).

,

,

Большинство респондентов в течение трёх последних лет испытали на себе давление с стороны руководства СМИ и политических институтов. Чаще всего журналисты сталкивались с психологическим давлением (69%), с давлением со стороны заинтересованных лиц и групп (50%), в том числе политиков (43%), давлением со стороны правоохранительных органов (35%), угрозами (46%), в том числе в сети, прослушиванием (39%), взломами электронной почты (53%), треть подвергалась физическим атакам. Три четверти респондентов уверены в том, что за ними следят или их прослушивают.

Нападения на журналистов чаще всего имели место в Турции и странах Южного Кавказа. Грабежи и конфискация имущества отмечались на Юго-Востоке Европы. Унижению со стороны властей подверглись 48% опрошенных, угрозам с их стороны — 56 %, унижениям и оскорблениям со стороны менеджмента СМИ — 24%. Половина опрошенных опасалась за безопасность своих источников. Каждый четвёртый респондент подвергался угрозам ареста или побывал под следствием в связи с публикацией материалов.

Исследование свидетельствует о том, что чаще всего журналистам инкриминируются клевета (50%), нарушение общественного порядка (33%), угроза национальной безопасности (18%), пособничество терроризму (17%), угроза государственным интересам (13%).

Следствие всего перечисленного — повсеместная самоцензура. Треть опрошенных сменили «тон» своих публикаций, ещё четверть перестали использовать в статьях всю имеющуюся в их распоряжении информацию. 15% вообще отказались от работы над острыми темами.

,

БОЛЬШИНСТВО РЕСПОНДЕНТОВ В ТЕЧЕНИЕ ТРЁХ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ ИСПЫТАЛИ НА СЕБЕ ДАВЛЕНИЕ СО СТОРОНЫ РУКОВОДСТВА СМИ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ

,

Другими словами, свобода слова в Европе также переживает системный кризис.

Авторы исследования Пеннинкс и Кларк уже предложили Совету Европы ряд мер — прежде всего в области обеспечения безопасности работы журналистов и всех участников информационного обмена. Предлагаются также улучшение механизма по защите источников, создание достойных условий труда журналистов и другие меры.

Одним из действенных механизмов защиты свободы слова Совет Европы считает свою новую «Информационную платформу». Здесь профессиональные организации, опираясь на национальные отделения, выступают с заявлениями по поводу нарушения принципов свободы слова и свободы распространения информации. За два года ЕФЖ выпустила 300 заявлений: они касались ситуаций в 35 странах, в том числе — законодательных инициатив, ограничивающих деятельность СМИ, арестов и задержаний журналистов, цензуры и т.д. За два года работы Платформы от организаций-ответчиков было получено 118 комментариев по поводу заявлений в их адрес. России это не касается: все 32 заявления о нарушении прав журналистов остались без ответа.

,

Заходное фото: shutterstock.com