Море волнуется

,

Часто приходится слышать громкие заявления о гибели детской литературы. Тем не менее хороших авторов можно насчитать несколько десятков. Давно уже существует, например, клуб детских писателей «Чёрная курица», который привечает авторов из самых разных стран. Но книги этих писателей выходят тиражами 3‑5 тыс. экземпляров, и поэтому их не хватает даже на 1% любителей чтения.

Мало кто, кроме библиотекарей и самых продвинутых школьных учителей, знает имена отечественных детских писателей. Пиар-акций они не проводят, общество их не замечает — и детская литература превратилась в занятие почти что семейное.

Раньше детских авторов представляли детские СМИ: одна публикация в «Пионерской правде» — и писатель просыпался знаменитым на всю страну. Сейчас до сих пор существуют и «Пионерская правда», и «Пионер», и «Мурзилка», и «Костёр», с грехом пополам выходят и «Весёлые картинки» — но выглядят они, мягко говоря, не слишком привлекательно, и их тиражи стремятся к нулю. Журнал «Детская литература», который осуществлял всю координацию в области детского и юношеского чтения, давно прекратил существование. Отчасти его заменял журнал «Библиотека в школе», но и он угас.

,

ЖУРНАЛ «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА», КОТОРЫЙ ОСУЩЕСТВЛЯЛ ВСЮ КООРДИНАЦИЮ В ОБЛАСТИ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ, ДАВНО ПРЕКРАТИЛ СУЩЕСТВОВАНИЕ. ОТЧАСТИ ЕГО ЗАМЕНЯЛ ЖУРНАЛ «БИБЛИОТЕКА В ШКОЛЕ», НО И ОН УГАС

,

,

Есть, как говорится, и хорошие новости. 15 лет работает сайт рекомендательной литературы «Библиогид» при Российской государственной детской библиотеке, где не по‑детски зорко следят за всеми новинками. Три года в РГДБ проходит Всероссийский фестиваль детской книги, на котором представляются новые книги и журналы и который отчасти исполняет роль координирующего центра детской литературы. В прошлом году большой интерес на читательской конференции в рамках Фестиваля вызвали книги Эдуарда Веркина — писателя из Иванова. Десятки издательств показывают и продают здесь свои книги. Одна серия «Радуга-дуга» издательства «Октопус» чего стоит: тут книжки Григория Кружкова, Вадима Левина, Ренаты Мухи, Тима Собакина, Петра Синявского, Михаила Яснова и других замечательных авторов, одна другой лучше. Следует заметить, что подобным сериям финансово помогает Роспечать.

Судя по данным «Библиогида», появляются и новые периодические издания: хорошо зарекомендовал себя журнал «Читайка» для аудитории 6+. «Детский фонд» выпускает журнал для подростков «Путеводная звезда», выходит «Детская роман-газета», недавно появились журналы «Лучик» и «Серебряные сверчки». В Волгограде более 25 лет выходит «Простокваша», в Иркутске — «Сибирячок». В Пензе выходит «Чердобряк», в Нижнем Новгороде — «Саша и Даша» (это журнал православный). Вообще изданий, согреваемых верой и ориентированных на детей и родителей, довольно много: есть, к примеру, «Виноград», «Настя и Никита», «Шишкин лес» и «Божья коровка».

В Казани издаётся несколько газет и журналов для детей и подростков разных возрастов — на татарском языке. Развитие региональных изданий детской литературы на языках народов России отчасти заменяет утрату позиций центральными изданиями. С другой стороны, такая ситуация опять напоминает «семейную» в детской литературе — дети интересуются тем, что рядом с ними, видят больше писателей-земляков. В этом смысле такие авторы, как Олег Бундур из Кандалакши, Галина Дядина из Арзамаса, Олег Корниенко из Сызрани, Николай Ивеншев из станицы Полтавская Краснодарского края, Вера Хамидуллина из Казани и многие другие, более востребованы, чем их московские и питерские коллеги. Это понятно: если писателя не подпускают к центральным каналам ТВ, его популярность определяется региональной прессой и работой библиотек на местах.

Картина развития детской литературы становится всё более «мозаичной»: появляются проекты и тут же пропадают или переходят в другое состояние. Был журнал «Кукумбер», явил миру хороший вкус, собрал вокруг себя хороших писателей — и пропал. Похожая история с журналом «Куча мала», который выпускал Олег Кургузов, с газетой «Жили-были». Журнал «Чиж и Ёж» в Питере (издательство «Детгиз») начал выходить в конце 1990‑х годов одновременно с «Пампасами» в Москве (его на первых порах выпускал издательской дом «Весёлые картинки»). Сейчас «Чиж и Ёж» замедлил выход, а «Пампасы» и вовсе переселились в сеть, потеряв связь с «Картинками». В 2010 году возникло объединение молодых детских писателей «Остров Ю» (Тамара Михеева, Ирина Павлова, Наталья Дубина, Михаил Лероев и др.), но и оно кануло в Лету.

Прекрасно зарекомендовал себя фестиваль «Молодые писатели вокруг Детгиза», который проходит уже почти десять лет подряд в Санкт-Петербурге. Столько же лет ведёт работу с молодыми писателями Фонд Сергея Филатова. К сожалению, все эти инициативы разбиваются о мизерные тиражи детских книг.

,

,

Безусловно, интернет позволяет связать не только мозаичное пространство детской литературы России, но и «лоскутное одеяло» всех русскоязычных авторов мира. Леонид Сорока из Израиля, Лев Рахлис из США, Маша Рупасова из Канады и Наталья Пасичник и Юрий Никитинский из Украины — вот далеко не весь перечень зарубежных авторов журнала «Пампасы». В сети за день страницы издания посещают всего от пятисот до тысячи пользователей. Цифра, что говорить, невеликая. Однако в журнале опубликованы почти все указанные выше авторы из провинции, в том числе и члены клуба писателей «Чёрная курица». При поддержке журнала издано более двух десятков книг в сериях «Для взрослых и детей» и «Для тех, кому за 10», эти серии имели успех, книги проданы — но мало кто знает их авторов: Александра Блинова, Сергея Георгиева, Александра Дорофеева, Михаила Есеновского и др. Из наиболее известных авторов «Пампасов» можно назвать уже маститых писателей и поэтов Андрея Усачёва, Марину Москвину, Марину Бородицкую.

При переходе от «бумаги» к сети журнал отказался от рубрик, где публиковались «горячие новости» и полезные советы («Формула 2000» и «Будь здоров»). Зато в нём появились новые рубрики «Какое в мире чудо?» (о путешествиях), «Детские книжки» и «Утренний спектакль» (о театре). Вообще изменение рубрик в журналах связано с гонорарной политикой: многие сетевые издания отказываются от уплаты гонораров, платой оказывается «символический капитал» — публикации рядом с известными писателями, создание авторских страниц. В основном такие журналы уходят от журналистики в сторону литературы и визуального ряда. В «Пампасах», например, сотрудничает около 30 художников и более 100 писателей.

В этом кратком обзоре мы коснулись более литературных изданий, почти не замечая развлекательных. Такие журналы, как правило, носят рекламно-информационный характер, представляя собой побочный продукт от производства чипсов, шоколада, мультфильмов («Смешарики», «Маша и Медведь») либо бумажную версию кино- или медиапроекта («Ералаш»). Они также могут быть связаны с игровой индустрией или быть ответвлением от взрослого журнала (как пример — журнал «GEOлёнок», который называют «младшим братом» журнала «GEO»).

,

ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО СОВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ НОСИТ РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР, ПРЕДСТАВЛЯЯ СОБОЙ СМЕСЬ ПОПУЛЯРНОГО МУЛЬТФИЛЬМА И УПАКОВКИ ОТ ЧИПСОВ

,

В конце 1990‑х годов возмущение общественности вызвали «дочки» «Бурды» — издания «Cool» и «Cool-girl», которые позиционировали себя как «журналы для девушек о моде и отношениях, о музыкантах, звездах, киноактерах». Несмотря на громадную популярность среди пубертатного населения страны, оба журнала были закрыты по требованию прокуратуры. Так же, как и свободолюбивый «Молоток».

Пример довольно удачного проекта, сочетавшего в себе развлекательный и литературный компоненты, — журнал «Вовочка и компания», который выходил несколько лет в издательстве «Эгмонт Россия». Главный редактор Лев Яковлев собрал под эгидой редакционно-издательского центра «Чёрная курица» настоящее созвездие авторов, в журнале было множество оригинальных рубрик, тираж превышал 20 тыс. экземпляров. Сейчас «Эгмонт Россия» превратился в фабрику по производству имиджевого и развлекательного чтива. В его активе — несколько десятков журналов, но всё это истории по мотивам популярных мультиков либо раскраски и наклейки.

Почти 20 лет выходит еженедельный «Классный журнал» с рубриками «Анекдот», «Классный Интернет», «Словечко», «Своими руками». Видеоконтент на сайте журнала не блещет разнообразием: детский хор поёт песню «Мой вопрос президенту», Владимир Путин отвечает на вопросы детей и т. п.

,

НЕСМОТРЯ НА ГРОМАДНУЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ СРЕДИ ПУБЕРТАТНОГО НАСЕЛЕНИЯ, ЖУРНАЛЫ COOL И COOL-GIRL БЫЛИ ЗАКРЫТЫ ПО ТРЕБОВАНИЮ ПРОКУРАТУРЫ. ТАК ЖЕ, КАК И СВОБОДОЛЮБИВЫЙ «МОЛОТОК»

,

Что касается обзоров детской литературы, большую работу в сети ведёт Объединение детских авторов на портале «Дети книги». Хорошие статьи выходят на сайте «Папмамбук», недавно начал выходит семейный онлайн-журнал «Вундеркинд». Обзоры детских книг пишут Виктор Распопин и Евгения Шафферт из Новосибирска, порой и в «толстых журналах» появляются статьи о детлите. Недавно Лола Звонарева опубликовала большую обзорную статью о детской литературе в журнале «Москва», широко известны детские передачи на «Радио России», которые ведут Жанна Переляева и Марина Бородицкая. Иной раз даже целые номера «Октября» и «Дружбы народов» отдают свои страницы детским писателям. Однако такого качественного издания, каким был журнал «Детская литература», у нас так и не появилось.

,

Фото: peterburg2.ru, shutterstock.com