Интересной особенностью Берлина является его разделение на две части. Стена, которая проходила в центре и делила город с 1961 по 1989 год, давно снесена и частично сохранена как исторический памятник. Но и сегодня западная и восточная части Берлина разительно отличаются друг от друга, что абсолютно удивительно. Местный медиаландшафт всё ещё отражает так называемую стену в головах. Вы можете увидеть это даже в метро: если сосед рядом будет читать «Тагешпигель», то, скорее всего, вы едете по Западному Берлину, а если «Берлинер цайтунг», которая была популярна в ГДР, то вы на востоке города.
,
,
,
КАКИЕ МЕДИАОТКРЫТИЯ СДЕЛАЛИ И КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВИЛИСЬ?
«Тагсцайтунг», или «Тац» (Tageszeitung, Taz), — одна из десяти общенациональных газет в Германии с тиражом около 51 тыс. экземпляров. Она стоит особняком на немецком медиаландшафте. Это единственная газета, которая является полностью независимой от какого-либо концерна или издательской группы. Её владельцем является товарищество из сотрудников редакции и читателей (16 тыс. собственников), которые не влияют на редакционную политику. Газета существует в основном за счёт пожертвований подписчиков, которым предоставляется право выбрать, по какой цене они подписываются на неё (так называемая подписка-пожертвование). Такая краудфандинговая бизнес-модель работает почти со времени основания «Тац» в 1978 году. Газета по политическому направлению близка партии «зелёных» и «левых». Они знамениты тем, что поднимают темы, которые не освещают другие ведущие СМИ, особенно в международном плане.
В Германии не так много инноваций. Редактор онлайн-версии газеты «Ди Цайт» (Die Zeit) не смогла рассказать ничего особенного по работе в социальных сетях, концепции paywall, нативной рекламе и другим вещам, которые давно в лексиконе у российских издателей. Немцы консервативны, долго планируют и не рискуют, что в цифровом мире непозволительная роскошь, поэтому в плане монетизации контента в интернете и новых форматов они не передовики. Они жалуются на кризис, но у них всё ещё живы и бодры многие классические газеты, всё ещё есть реклама (потому что сильная экономика), и им, прямо скажем, не так жизненно необходимы постоянные эксперименты с инновациями.
«Ди Цайт» (Die Zeit) — главная еженедельная газета Германии, принадлежит концерну Георга фон Хольцбринка. Уникальный пример газеты, которая, несмотря на кризис, в последние годы увеличила свой тираж, сегодня он составляет более 500 тыс. экземпляров. Благодаря высокому качеству журналистики она пользуется большой популярностью в интеллектуальных кругах. Её особенно ценят за репортажи и аналитические материалы. Сайт газеты наряду с сайтом журнала «Дер Шпигель» является ведущей онлайн-газетой страны.
Вторая причина отсутствия в голове немецких издателей темы коммерциализации контента, всех возможных поисков источников заработка — жёсткое разделение редакции и рекламных отделов. Они этим гордятся и не знают, не понимают, как можно иначе. Ведь главная ценность для журналиста и редактора немецкого СМИ — это журналистика, свобода слова, поддержание демократии. В его профессиональные задачи входит написание качественных текстов, а не поиск идей о том, как на этих текстах заработать.
,
,
Интернет-медиаландшафт Германии занят онлайн-версиями традиционных изданий, нет ни одной успешной газеты, которая выходила бы только онлайн. Если Der Spiegel («Дер Шпигель») популярен офлайн, то он будет лидером и онлайн. Зарабатывать деньги онлайн качественной журналистикой в интернете почти так же сложно, как и у нас: Die Zeit («Ди Цайт»), к примеру, кормится как раз печатной версией, хотя они мастодонты и очень популярны в интеллектуальной среде.
Редакции печатных и онлайн СМИ также разделены, они взаимодействуют по различным темам и вопросам, но отделены физически, фактически, имеют разные планы и задачи. Так что «конвергентная редакция» — термин для немецких СМИ неактуальный.
«Тагесшпигель» (Der Tagesspiegel) — одна из ведущих газет в Берлине, известная и широко цитируемая в СМИ по всей Германии, тираж около 100 тыс. экземпляров. Принадлежит концерну фон Хольцбринка, который также издаёт еженедельную «Ди Цайт» и экономическую «Хандельсблатт». В последние годы газета совершила качественный рывок в онлайн-сфере. Они активно используют инновационные подходы, ведут популярные форумы для специалистов разных профессий, издают электронные бюллетени — мониторинг новостей в различных сферах политики. Они также устраивают ряд офлайн-мероприятий, в том числе и в салоне при редакции.
Важная особенность немецких региональных газет — обращение к новостям всех уровней (мир, общенациональная политика, локальные новости). Это имеет свои плюсы и минусы, большинство издательств не могут содержать полную редакцию и покупают так называемую «рубашку» (мировые и внутриполитические новости) у газеты побольше в своём регионе. Это историческая особенность, связанная с немецким федерализмом.
,
,
КАК УСТРОЕНА МЕДИАСИСТЕМА?
Один из вопросов, который волновал участников медиатура, касался мотивации сотрудников. Как контролировать журналистов? Как оценивать результаты их работы? Как управлять коллективом творческих людей? В ответ немецкие коллеги смогли лишь выразить своё недоумение. В Германии все систематизировано, в том числе оплата труда. Активны профсоюзы, которые защищают интересы представителей одной отрасли. Немецкие журналисты жалуются на невысокие зарплаты, особенно в онлайн-редакциях, но тема повышения оплаты труда решается не в личной беседе сотрудник — босс, а через профессиональный союз, который лоббирует интересы журналистов, инициирует забастовки, ведёт переговоры с издателями и издательскими ассоциациями. В отрасли есть документ, прописывающий уровни зарплат для различных уровней специалистов. Чаще всего штатные сотрудники имеют фиксированный оклад.
,
,
Как такового контроля за объёмом работы не происходит. Немецкие журналисты приходят на работу с желанием
работать и все свои положенные восемь часов в день посвящают деятельности, направленной на получение необходимого результата. Кто-то пишет много текстов быстро, кто-то работает с глубокими материалами, но все работают.
Федеральная ассоциация немецких издателей газет (Bundesverband Deutscher Zeitungsverleger E.V.) — объединение одиннадцати земельных ассоциаций газетных издателей, созданное в 1954 году. Его главная задача — представление интересов издателей газет, в том числе при ведении так называемых тарифных переговоров, когда редакторы и журналисты договариваются о заработной плате. Ещё одна важная функция ассоциации — контроль за независимостью издателей от государственных органов. Ассоциация проводит большое количество конференций и мероприятий, в том числе вручение одной из главных журналистских наград ФРГ — премии Теодора Вольфа.
Многие вопросы, важные для отрасли, решаются через ассоциации и объединения. В Германии действуют региональные ассоциации издателей прессы, которые входят в федеральную, которая, в свою очередь, входит в евросоюзную и всемирную. Темы тарифов, льгот, налоговых привилегий для издателей газет и журналов лоббируются коллегиально, очень постепенно и медленно, с различной степенью успешности. Здесь можно
отметить, что немецким издателям необходимо отстаивать свои интересы не только не национальном, но и евросоюзном уровне, так как законодательная база составляется для всей зоны EU. В BDZV входят 270 издателей из 330.
,
,
МОЛОДЫЕ И ДЕРЗКИЕ: БЕРЛИНСКИЕ МЕДИАСТАРТАПЫ
На медиазавтраке группа издателей встретилась с Джастином Варилеком, автором стартап-платформы hackpack.press, и его товарищем Яном Кёнигом, представителем команды hashtagnow.co.
HACKPACK.PRESS — это сеть для издателей, в которую входят различного рода авторы, фотографы, блогеры, которые очень оперативно могут сделать материал в любой точке мира. Второй стартап, hashtagnow.co, посвящён отслеживанию тем в соцсетях и фильтрации контента.
Ощущения от сравнения традиционных издателей Германии и стартаперов можно выразить одним образом: плывёт огромный лайнер, а вокруг него сотни небольших кораблей, шустрых и быстрых, стремящихся первыми прийти в гавань. Именно эта группа издательских проектов работает для аудитории 18-25 — Homeless media. Аудиторию, которая ищет новости и информацию не по бренду, а по доступности, в своей ленте в социальной сети или других агрегаторах.
Представленные проекты не поразили новизной. В той или иной степени они реализуются участниками российской группы. Но впечатлила вера в себя, способность хорошо представлять свой продукт, лёгкость и независимость от мнений и пространства, мультиязычность и многонациональность
,