Новая медиарельность PrimaMedia

,

Не сказать, что изменения российского медиарынка были неожиданными для большинства его участников, включая нас. Но, как и многие коллеги, мы оказались не в полной мере готовы к новым правилам игры, к иной реальности. Кризис печатной прессы, к примеру, предрекали очень давно. Были ожидания, что YouTube составит проблемы для ТВ, особенно в части молодых зрителей.

Поэтому логичным выглядела активная миграция традиционных СМИ в интернет. Всемирную сеть воспринимали как новую возможность, но «спасительная соломинка» оказалась не так однозначна. Едва все начали понимать, как там можно зарабатывать деньги на баннерной и контекстной рекламе, как условия изменились, и деньги стало зарабатывать сложнее. От интернета все ждали денег, но зарабатывать в нём смогли далеко не все.

Информационное агентство PrimaMedia с сайтом как средством доставки информации появилось в 2005 году, на год раньше Facebook, к слову. Старт оказался успешным: мы нашли способы быстро нарастить аудиторию, предложив бесплатный просмотр всей новостной ленты (у других информационных агентств в регионе доступ к ленте новостей был платным), рассылку новостей по электронной почте. Мы не только благополучно зашли на региональный рынок, но и весьма быстро стали его лидерами.

До 2012 года мы развивались очень хорошими темпами. Одним из проявлений этого развития стало появление региональной сети. В 2011 году в Биробиджане открылся первый филиал будущего медиахолдинга — ЕAOМedia. Через несколько месяцев филиал открылся в Хабаровске, затем на Сахалине и в Иркутске. В 2013 году появились подразделения в Магадане и в Улан-Удэ, в Якутии, в 2015 году создали сайт в Уссурийске. В 2016 году открылись редакции в Туле и Краснодаре. Нужно признать, что создание каждого подразделения сталкивалось с рядом проблем, прежде всего кадровых. Тем не менее сеть развивалась. Многие из СМИ стали заслуженными лидерами информационного поля своих регионов, а PrimaMedia — серьезным региональным медиахолдингом.

,

,

Мы шли по нарастающей, повсеместно применяя зарекомендовавшую себя в Приморье модель, развивая региональные информационные агентства, выходя на новые рынки. Но экстенсивный рост сыграл с нами злую шутку. Уверовав в то, что для достижения лучшего результата достаточно работать всё напряжённее по обкатанной модели, мы не сразу в полной мере осознали меняющуюся среду: поведение потребителя информации и его запросы, возникновение альтернативных каналов и новых способов распространения новостей.

Возможно, нас отвлекли другие проблемы роста, те же сложности в выстраивании бизнес-процессов, так как ни соответствующего образования, ни опыта у нас не было. Журналисты по образованию в большей степени. Это сказывается.

Как и ряд наших коллег, мы немного опоздали с пониманием того, каким должен быть современный информационный сайт, какие форматы наиболее востребованы в сегодняшнем дне, какая логистика новостей самая оптимальная.

Нам помогло то, что наша компания направляла значительные усилия на обучение сотрудников. Мы участвовали во многих крупных и авторитетных отраслевых форумах, например RIW. Сами создавали площадки для обсуждения проблем отрасли, прежде всего Дальневосточный медиасаммит, на который каждый год приезжают ведущие медиаэксперты страны.

С 2012 года мы начали активный переход к формату сетевого СМИ. Это было верным решением, но нужно признать, что мы столкнулись с новыми сложностями.

,

,

Если называть вещи своими именами, то зримо проявилась наша технологическая отсталость. Проблема в том, что лучшие программисты, которые способны создавать прорывные решения, сегодня очень востребованы на рынке труда. Причём не только на региональном, но и в масштабах страны и мира. Для программистов нет границ. Региональным СМИ приходится конкурировать за специалистов с самыми разными бизнес-структурами, причём чаще всего более обеспеченными финансово, и очень часто мы эту конкуренцию проигрываем. Хорошие специалисты уходят на более высокие зарплаты и более комфортные условия работы. Приходится брать молодых и амбициозных.

Ещё одна проблема новой реальности — острая зависимость СМИ от решений глобальных игроков рынка — поисковых систем, новостных агрегаторов, социальных сетей, мессенджеров. Журналисты, даже самые молодые и продвинутые, не сразу и не в полной мере могут быстро учиться эффективно использовать их возможности.

Быть в тренде сейчас как никогда актуально. Новая медиареальность не оставляет другого выхода. В этих условиях приходится принимать сложные решения, идти на эксперименты, рисковать. Начался переход от экстенсивного пути развития к интенсивному.

,

Быть в тренде сейчас как никогда актуально. Медиареальность не оставляет другого выхода

,

Какой будет медиасреда завтра? Чёткого ответа на этот вопрос не знает никто, но все его ищут. Журналисты всего мира экспериментируют с платным доступом, работой с многомилионными аудиториями при соответствующей модели ведения бизнеса, переходят от боязни конкуренции со стороны соцсетей и мессенджеров к использованию их возможностей себе во благо.

,

Фото: shutterstock.com, primamedia