Какие ещё загадки, если всё разгадано? Оказывается, существуют. Список лауреатов и номинантов мог бы оказаться и другим. Почему? Из-за сбоя в работе почтового сервера три материала в редакцию доставлены не были. Я работаю удалённо и увидел это только тогда, когда журнал вышел. Все материалы были подготовлены к печати, но разве с далёкой железякой поспоришь. Они не вышли. Потому я прошу прощения у первокурсницы журфака КемГУ Яны Поповой («Преодолей себя»), у 4-курсницы журфака АлтГУ Юлии Сидоровой («Арка страданий») и у корреспондента телерадиокомпании города Тосно из Ленобласти Юлии Жуковой («Операция “Адаптация”»). Бывает, когда даже надёжная сеть глючит. Я не знаю, попали бы эти тексты в список победителей. Что-то могло попасть. Они примут участие уже в конкурсе «Восходящая Звезда — 2017». Ну вот, извинения принесены, пожелаю вам всем новых надежд и счастья. А теперь попробуем разобраться с остальными материалами. Сначала главное о наградах.
ГДЕ, ЧТО И КОГДА?
Деловой форум ЖУРНАЛИСТА прошел 12-13 апреля. Там вручали знаки лауреатов и дипломы номинантов конкурса «Восходящая звезда», подготовленный Союзом Журналистов России и журналом ЖУРНАЛИСТ.
ВСЕГДА ПОБЕЖДАТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Я не грешу против истины, когда говорю, что почти все ваши материалы могли оказаться минимум среди номинантов. Потому что в каждом тексте — преодоление. Или своих комплексов перед правдой, или перед этим стариком с непонятными взглядами, который будет читать ваши заметки, или перед читателем, которого и через год можешь встретить на улице, и он, гордый своей приносящей пользу работой, вдруг скажет:
Ну что, писун, пописываешь?
Но кто ему, бывшему однокласснику, дал право оценивать вашу работу, которая воздействует на тысячи людей? И не факт, что он профессионал лучше, чем вы. Это был дифирамб. А вот по делу.
МАДИНА САФИНА как-то написала в Клуб молодых журналистов, что ищет в Тольятти работу — и не может найти. А ведь учится на журфаке! И ей предложили временную работу, пока сотрудница в отпуске по уходу за ребёнком. О, как она была счастлива! Но контракт завершился, молодая мама вышла на работу. И куда теперь? А она приросла к коллективу. И вакансий в газете нет. Но были вакансии в другом отделе предприятия. И теперь она работает там, а заодно и на газету. Чтобы решиться на что-то, нужно что-то в себе преодолеть. И она сумела.
ЕЛЕНА МАРКОВА, обозреватель газеты «Советская Адыгея», из Майкопа, опубликовала в мартовском номере 2016 года материал «За авторство». Эта публикация могла оказаться среди победителей, но не все согласились. Суть в том, что журналисты работают даже не вместе, а вместо авторов. В советское время это называлось заавторством. Действительно, в советское время существовала «отработка»: 40% своих материалов, 60% — авторских. Вот какие аргументы были против Лены Макаровой. А за? Тоже веско. Журналист живёт на копейки, а часть гонорара и имя дарит другому. Справедливо? Тоже нет. Особенно когда фальшивый автор говорит, какая у него интересная статья вышла.
Отчасти об этом и материал «Перо к перу» 3-курсницы кафедры журналистики Тольяттинского госуниверситета АННЫ СОКОЛОВОЙ. На одном из мастер-классов умудрённый опытом зрелый журналист советовал студентам искать параллельную работу: свадьбы фотографировать, ну или что-то в этом роде. Это журналистика? Нет, конечно. Только вот кушать хочется не только сегодня, но и завтра.
Примерно общий подход у КАТИ РОЖЕНКО (3-курсница факультета филологии и журналистики Оренбургского госуниверситета) в материале «О солидарности» и АНАСТАСИИ МЯСНИКОВОЙ в материале «Без розовых очков» (11-классница нижнетагильской гимназии № 86, Свердловская область). А ОЛЬГА ПИЩАЛЬНИКОВА, 11-классница СОШ № 23, из города Краснотурьинск Свердловской области, в материале «Этого нет в книжках» рассказала, что прочитала кучу книжек по журналистике, но на практике в газете «Студень» преодолела столько собственных порожков (от коммуникабельности до черновой и чистовой работы), что этот опыт стал самым важным для неё. Просто им всем повезло по-разному. Катя увидела два лица практики (безразличие и поддержка), а Настя в «Телеконе» и Оля в «Студне» попали в творческий режим, который позволил им определиться внутри профессии.
Мне показалась очень интересной задумка материала 11-классницы гимназии № 41, из Кемерово, ЛУИЗЫ ГЕРГЕТ — «Человек играющий». О чём речь? Ключевая фраза у Луизы:
Мостик между Человеком играющим и Человеком разумным.
Не скажу, что тема раскрыта полностью, но интересен подход. И даже не в основном принципе, который, по её мнению, был введён в проекте «Центральное телевидение» (на НТВ) её земляком Вадимом Такменёвым — инфотейнмент (infotainment: информируя — развлекай). На самом деле и термин, и сам таблоидный подход — американского происхождения. Но её мысль о том, что образование нужно делать интересным, — она важна. И даже геймеры (фанаты игр) в итоге находят новые подходы к подаче информации. Сложная тема, но за ней есть будущее.
МАРГАРИТА СЕМЕЙКИНА (4-курсница журфака УрФУ номинант «Восходящей Звезды–2013») провела интересный опрос молодых журналистов о том, как они искали и нашли интересную и престижную работу («У них получилось», КМЖ, май, 2016). Я лично сделал для себя этот вывод давно: друзья по журфаку часто зовут друг друга к себе работать. Не всегда так, не всегда потому, что друзья. Но это — один из поводов учиться на факультете журналистики. Вы, оставшись в профессии, всю жизнь будете сталкиваться друг с другом, конкурировать или быть в союзе. Главное: на горизонтах профессии вы будете замечать то одного, то другого сокурсника, и иногда к вам прилетит мысль: а почему не сделать что-то вместе?
Впрочем, часто выпускник вуза рассылает резюме, приходит в одну редакцию, другую и везде слышит один и тот же вопрос:
Опыт работы?
А где его взять, этот опыт, если без него не берут на работу, а без работы его не получишь? Эту тему поднимают многие. Возможно, острее других об этом говорила в материале «Мне нужен опыт» 3-курсница Пятигорского государственного лингвистического университета МАРИЯ ЗВЕРЕВА (КМЖ, июль, 2016). Я читал и её неопубликованные материалы и представлял, почему та или иная газета от них отказывалась. Неформат! Вот блестящий репортаж из пассажирского поезда № 143 «Кисловодск — Москва», где в плацкарте пьянки, ругань, драки, где алкоголь продают сами проводники. И куда этот материал отправлять для принятия мер? В линейный отдел полиции? Руководству железной дороги? Но есть выходы, есть.
Для АРИНЫ СТЕПАНОВОЙ, 11-классницы кемеровской СОШ № 31(«Я — понятно. А они?») важным стал простой устный тест на подготовительных курсах:
Зачем вы сюда пришли?
Оказалось, что у многих цели разные, и ей легче стало определить своё будущее. Юлия Герасимец, 11-классница МБОУ «Гимназия», из Обнинска, определила будущий свой стиль так: «То, что в радость» (КМЖ, сентябрь, 2016) — в радость себе и другим.
А вот два последних текста, которые упомяну, заставили задуматься. Первый — «Чьи мы рупоры?» (КМЖ, декабрь 2016) ПОЛИНЫ ГАВРИЛОВОЙ, 2-курсницы журфака КубГУ, из Краснодара. Она говорит о важном. Их целый год учили беспристрастности, и если собеседник говорит явную чушь, то нужно кивать и искать противоположное мнение у другого собеседника. Но все известные журналисты прошлого не просто высказывали собственное мнение, они были равноправны в оценках, и часто именно их мнение становилось превалирующим в обществе. Рупором может быть и просто рупор, правда. И, знаете, я с ней согласен. Мне не импонирует, когда журналист строит из себя мессию, который мудрее всех. Но и быть громкоговорителем для чужих глупостей — тоже, согласитесь, глупее глупого.
И ещё заставил задуматься материал второкурсницы кафедры журналистики АмГУ из Благовещенска ДАРЬИ ЗАИЧЕНКО «О дедушке Гоше» (КМЖ, май, 2016). Вот рядом жил сосед, ветеран войны, очень аккуратный, проверял, всю ли картошку с огорода собрали её родители. А у самого сад благоухал. Потом ветеран умер, и девочка решила отдать ему дань памяти. Это, увы, стандарт. За последние годы несколько таких материалов вышло в КМЖ. А некоторые не вышли. Лежат огромные хорошие расследования, истории семей, масса фото. Мы же исследуем влияние людей друг на друга, СМИ — на людей, и наоборот. Я благодарен всем, кто это писал: талантливые, славные, трудолюбивые ребята. Помню все их материалы. Но ЖУРНАЛИСТ всё-таки о другом. Просто в момент, когда у вас в школе предложили написать сочинение ко Дню Победы, пишите, что видели и знаете. Вот если бы вашим героем вдруг стал газетчик-фронтовик — это другая история, это наше. Ну, вы поняли.
Я ВСЕХ ВАС ПОЗДРАВЛЯЮ. Вы опубликовались в журнале, которому 14 января исполнилось 103 года. Вы уже одним этим вошли в историю российской журналистики. А будущее зависит от вас. Загадка — это ваша жизнь. И разгадка — она же!
ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА «Восходящая звезда — 2016»
,