Говорящие картинки: история инфографики по версии ТАСС

Когда‑то наши предки рисовали фигуры животных и людей, чтобы зафиксировать ситуацию вокруг себя. Но чем сложнее становилось устройство общества, тем сложнее становилась и коммуникация. В жизни человечества появились труднообъяснимые явления и предметы, которые требовали доступного разъяснения. Так появились схематические изображения, так рождалась инфографика.

 

,

,

1   ИНФОГРАФИКА ЗАРОЖДАЕТСЯ ОКОЛО 3000 ГОДА ДО Н.Э. На этой картинке мы видим не просто изображение, а информацию — кто главнее. И подписи в виде иероглифов. Фигуры изображены схематически, но налицо композиция, и есть место для подписей. Для создания такой картинки нужно было обладать информацией, грамотностью и навыками резьбы по камню. Либо это делал один человек, либо целый древний отдел инфографики. Самая древняя карта изображена на вавилонской табличке (V век до н.э.). Картография стала наукой задолго до того, как появился информационный дизайн. Причём её развитие шло семимильными шагами — этому способствовала неизбывная потребность в картах для ведения войн и торговли.

 

,

,

2   ВАЖНЫЙ ДЛЯ ИСТОРИИ ИНФОГРАФИКИ ЧЕЛОВЕК — незаслуженно забытый философ и математик Средневековья Николай Орем. На него часто ссылался Декарт. А это его самое первое изображение бар‑чарта (то есть столбчатой диаграммы) — XIV век. Но, конечно, более известным человеком того времени был Леонардо да Винчи, который стал «основоположником PowerPoint». Для того чтобы презентовать свои изобретения, он не рисовал точные изображения, а делал схемы. Например, использовал «взрыв‑схемы», столь популярные сегодня, особенно в видеоформате и в рекламе. К сожалению, в реализации проектов да Винчи это плохо помогло.

 

,

,

3   ЗДЕСЬ НИКОЛАЙ КОПЕРНИК рассказывает о Cолнечной системе, и это шедевр схематических изображений. Когда оппоненты решили ему ответить, они подключили к изображениям «градиентики» и прочие эмоции. Коперник же своей простой и сильной инфографикой показывает, что, в сущности, ему уже ничего не страшно. Схема и в наше время выглядит очень современно.

 

,

,

4   ЗНАКОВОЕ ИМЯ В КАРТОГРАФИИ — ГЕРХАРД МЕРКАТОР (XVI век). Именно благодаря ему Гренландия на старинных картах выглядит размером с Африку. Для того же времени характерна книга Симона Стевина «Математика», которая насыщена схематическими иллюстрациями. Дальше схемы уже вовсю использовались учёными, одним из первых был Рене Декарт. Научно‑техническая иллюстрация становится в это время целой индустрией. Появляются атласы и энциклопедии, которые при помощи кудрявых миниатюрных схем дают представление об устройстве Земли и тех мест, где она заканчивается.

 

,

,

5   УИЛЬЯМ ПЛЕЙФЕЙР (XVIII век) — это уже классика современной инфографики. Он упоминается в культовой книге «Графическое изображение фактов» (Виллард Бринтон), где назван пионером инфографики и сторителлинга с помощью схематических изображений.

Начиная с этого времени инфографика в атласах развивается очень активно, появляются выносы и другие современные элементы. Важно, что схемы начинают влиять и на социально-политические процессы (например, изображение устройства корабля для перевозки рабов привело к запрету на такие перевозки в Великобритании).

 

,

,

6   1847 ГОД — еще не родились Лисицкий, Родченко или Малевич, а супрематизм уже появился. Математик и инженер Оливер Бирн создаёт иллюстрированную версию «Элементов» Эвклида — знаменитого трактата по геометрии. Для середины XIX века это настоящая дизайнерская революция.

К тому же времени относится и известный рисунок врача Джона Сноу (1854) о заражении холерой в Лондоне. Сноу нанёс статистику по заболеваниям на карту водяных помп. Можно сказать, что это величайшая визуализация в истории человечества, потому что именно благодаря ей в живых остались тысячи людей.

Кстати, тогда же появляется и культовый британский учебник по хирургии Gray’s anatomy (1858), внутри которого 182 цветные картинки и очень эффективно используются выносы.

 

,

,

7   ОДНА ИЗ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ИНФОГРАФИК XIX ВЕКА — поход Наполеона на Москву в сравнении с походом Ганнибала на Рим, работы Чарльза Минарда. Конечно, он довольно сильно упростил обе схемы. Зато на графике отчётливо видно главное — перепады температуры воздуха, которые, как мы все помним, погубили половину армии Наполеона.

Ещё один знаменитый дизайнер второй половины XIX века Френсис Волкер сделал статистический атлас США в 1874 году. Два года назад современный дизайнер Натан Яу реконструировал его, потому что современным, особенно зарубежным, дизайнерам важно помнить историю и использовать наработки предшественников.

 

,

,

8   ЭТО ДИАГРАММА ГАНТА из первого учебника по инфографике и визуализации данных, который был издан в 1914 году Виллардом Бринтоном и содержал лучшие американские визуализации начала ХХ века.

Но подобные картинки ещё нельзя было показать массовой аудитории, потому что у неё не было соответствующего бэкграунда. В 2010 году на конкурсе «Малофей» приз получила инфографика The New York Times об узниках Гуантанамо, которая была построена на аллюзиях с этой картинкой. График на самом деле выглядел скучным, но приз он получил за то, что в нём есть культурный бэкграунд — член жюри угадал первоисточник. Это как раз вопрос бережного отношения к культурному наследию.

 

,

,

9   В ХХ ВЕКЕ В ЕВРОПЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ИЗОТАЙП. Дизайнеры вернулись к языку первобытной иконографики. Фактически произошла ещё одна дизайнерская революция: на схемах стали изображать половинки людей или автомобилей. Но для массовой аудитории это очень удобно. И вся современная инфографика плавно движется в эту сторону, потому что у людей нет времени на разглядывание сложных иллюстраций.

Графика в СССР очень много брала именно из изотайпа, если посмотреть, например, на дорожные знаки Владимира Кричевского 1970‑х или элементы справочно‑информационной службы Олимпиады‑80, которые, между прочим, получили приз в Швейцарии. Однако это всё ещё была ручная работа — уходили месяцы на подготовку одного изображения. Тем не менее культура инфографики середины ХХ века была полна фантастических открытий.

 

,

,

10   ДЖАНК ЧАРТЫ (junk charts, «наркоманские графики», которые нарушают законы визуализации, термин историка дизайна Эдварда Тафти) — это проклятие нашего времени. Такие картинки искажают наше представление о действительности, но нравятся аудитории. Учёные доказали, что забыть и «развидеть» такие картинки невозможно — они действительно влияют на восприятие фактов. За ними будущее.

 

,

Фото: shutterstock.com

,

Иллюстрации: Алексей Новичков