Как писать для людей, которые всё время отвлекаются

,

Не удивлюсь, если узнаю, что вы читаете этот текст в туалете. А если сейчас ещё придет сообщение в Telegram или WhatsApp «Купи хлеба», ваше внимание моментально переключится на него, вы закроете эту страницу, и тем дело кончится.

Современному журналисту приходится учитывать, что его читатель обладает циклом внимания не длиннее, чем у аквариумной рыбки. Так что приходится прибегать к специальным приёмам, чтобы сделать текст более удобным для чтения. Вот семь советов, которые помогут удержать глаза читателей на уровне вашего текста.

 

,

,

ВЫБЕРИТЕ НЕОЖИДАННЫЙ УГОЛ ЗРЕНИЯ

Новости пишут все, и по одинаковым лекалам. Зайдите в любой новостной агрегатор, кликните на первый заголовок, и перед вами предстанет список из десятка-другого материалов, которые мало чем отличаются друг от друга. Хотите заинтересовать аудиторию, плывите против течения. Предложите нетривиальный взгляд на информационный повод. Годовщину полёта Белки и Стрелки можно отработать дежурным историческим материалом, но можно и составить забавный список, вроде «Семь признаков того, что ваша собака готова к полёту в космос». Не ленитесь, тратьте хотя бы десять минут на творческое осмысление новостного повода, обсуждайте его с коллегами, экспериментируйте.

 

,

,

,

ПРИВЛЕКИТЕ ВНИМАНИЕ

Заголовок и картинка — ваши главные рекламные агенты. Каждый придумывает заголовки в меру собственной креативности, но есть несколько общих рекомендаций. В заголовок всегда стоит добавлять глагол и избегать общих мест, создавая «дутую» интригу.

Не экономьте время и силы, выбирая заходную картинку. Она должна быть яркой, заметной даже на маленьком экране, хорошо рифмоваться с заголовком. Представьте её в новостной ленте своего читателя среди сотен других сообщений — чем она выделится? Хорошо, если на картинке будет человек или животное, а не абстрактный пейзаж. Избегайте стоковых картинок (вроде тех, что иллюстрируют эту заметку. — ЖУРНАЛИСТ), их пластиковая ненатуральность вызывает лишь уныние.

 

,

,

ГИПНОТИЗИРУЮЩАЯ ВВОДКА

Итак, небанальный угол зрения, качественный заголовок и зажигательная картинка сработали — читатель «кликнул» вашу статью. Теперь вступает в дело вводка, или «лид». Если вы не новостное агентство, продающее
информацию коллегам-журналистам, отвечать на вопросы «кто?», «что?», «где?», «когда?» и «как?» в первом же абзаце вовсе не обязательно.

 

,

,

,

КОРОЧЕ И МУЛЬТИМЕДИЙНЕЕ

Читать с экрана неудобно, а в интернете столько всего интересного — и отвлекающего. Не каждый читатель долетит до середины лонгрида. Написав текст, выждите хотя бы часа два, а потом перечитайте — и наверняка найдётся пара мест, которыми можно пожертвовать без зазрения совести. Переведите канцеляризмы вроде «правоохранительные органы» или «наземно-спасательные службы» на человеческий язык.

Управляйте вниманием читателей. Ваша задача в интернете — рассказать историю. А сделать это можно не только при помощи текста. Видео, инфографика, таблицы, галереи, встроенные посты из соцсетей — всё идет в ход, потому что разнообразит повествование и делает его более насыщенным. Постарайтесь научиться мыслить «мультимедийно» и жонглировать форматами.

 

,

,

ЧЁТКАЯ СТРУКТУРА И НАВИГАЦИЯ

Многие интернет-пользователи не читают текст с первого до последнего предложения, а сначала оценивают его объём, прокрутив до конца. «Кирпич» текста, бесформенный пласт из букв может их отпугнуть и заставить закрыть страницу.

Хороший текст чётко структурирован. Разбейте его на подглавки — если вы написали больше трёх тысяч знаков, значит, в тексте наверняка уже есть пара-тройка логических кусков, которым можно дать собственные подзаголовки для упрощения навигации. Не используйте в качестве подзаголовков нулевые, неконкретные, расплывчатые обороты — это собьёт читателя с толку.

При делении на абзацы руководствуйтесь принципом «одна мысль — один абзац». Как только вас посещает новая мысль — смело жмите Enter.

 

,

,

,

ДОЛОЙ КУЛЬТ ЦИТАТ!

В российской журналистике существует совершенно иррациональный культ цитат. Некоторые материалы состоят из них целиком. В цитаты попадают все клише, повторы, оговорки и канцеляризмы их авторов. Очистите их речь от ненужной шелухи. Там, где налицо казённый язык, переведите цитату в косвенную речь, объяснив суть изречения. Плоскости, банальности просто выбрасывайте из текста. Всё же цитата должна двигать повествование вперёд, сообщать читателю что‑то новое, дополнять авторскую мысль. Длинные необработанные цитаты в тексте — индикатор лени журналиста и редактора.

 

,

,

РАЗДЕЛЯЙТЕ ФАКТЫ, МНЕНИЯ И ВЫВОДЫ

Беспорядочно перемешанные факты и мнения в тексте — признак того, что вами пытаются манипулировать.
Современная продвинутая аудитория этого не любит. Уважайте своего читателя, отделите одного от другого. Кроме того, не стоит морализаторствовать и делать многочисленные обобщения. Главный кайф для вашей аудитории — добраться до выводов самостоятельно.

 

***

,

,

Я не призываю относиться к этим советам как к непреложной истине. В конце концов, журналистика — не точная наука. Однако я постарался дать вам максимально универсальные советы для самых разных случаев (а мы, в свою очередь, воспользовались этими советами и неплохо отредактировали этот текст. — ЖУРНАЛИСТ).

,

Иллюстрация: shutterstock.com