,
СМИ для детей всегда стояли особняком в издательском бизнесе. В советское время им уделяли большое внимание: считалось, что воспитание подрастающего поколения — одна из основных государственных задач. Поэтому редакции детских журналов и газет отличались и профессиональным редакторским составом, и щедрым финансированием. Многие писатели и журналисты считали за честь в них работать. В последние годы детские издания оказались вне интересов государственной политики. Хотя в правительстве периодически раздаются реплики о необходимости развивать и укреплять в стране институт чтения.
,
,
17 апреля 2017 г. премьер-министр Д.А. Медведев подписал документ, который давно ждали в издательском сообществе: «Комплекс мер по поддержке развития негосударственных организаций в сфере книготорговли (книгораспространения) и распространения печатных средств массовой информации». Грубо говоря, книготорговцы и издатели имеют шанс получить хоть какие‑то деньги. Однако ни одна из этих мер не затрагивает СМИ для детей. Их в списке просто нет.
— Ситуация с детским чтением в России просто критическая, — говорит Елена Шитикова, исполнительный директор Союза издателей «ГИПП». — Многие издания вынуждены менять формат с литературно-просветительского на развлекательный, многие минимизируют количество выпусков, а кому‑то пришлось просто
закрыться.
Уже три года подряд в рамках конкурса и фестиваля детских СМИ «Волшебное слово» ГИПП проводит мониторинг этой ниши. Например, в прошлом году Гильдия направила запросы в Министерство связи и массовых коммуникаций и в агентство ИТАР-ТАСС — сколько так называемых «изданий для детей и юношества» зарегистрированы на территории РФ?
,
,
— Из ответа Роскомнадзора следовало, что в России 964 периодических печатных СМИ с тематикой «детская», — рассказывает Шитикова. — Но в адрес Книжной палаты, куда редакции обязаны доставлять экземпляры печатных изданий, поступает всего 322 таких издания. Я уверена, что в данном случае речь не идет о нарушении редакциями законодательства. Скорее всего, большинство детских СМИ были вынуждены приостановить либо вовсе прекратить свой выход.
За примерами далеко ходить не приходится. В прошлом году фестиваль «Волшебное слово» проходил в Краснодарском крае. В ГИПП приложили массу усилий, чтобы найти в этом регионе СМИ для детей. В результате нашли всего один журнал «Солнышко», и тот прекратил выход в конце 2015 года. Представитель бывшей редакции объяснил, что «Солнышко» закрылось из‑за полного отсутствия поддержки со стороны властей.
Между тем спрос на детскую периодику высок, подтверждают авторитетные представители библиотечного сообщества, однако доступ к ней постоянно снижается. С одной стороны, на это влияет вынужденное подорожание детских СМИ, связанное с отсутствием эффективной государственной поддержки. С другой — регионы финансируют библиотеки по остаточному принципу. Добавим еще, что число библиотек в стране неуклонно снижается из года в год. Плюс ко всему отсутствует централизованная масштабная работа по популяризации детской периодики. Издатели делают всё, что могут — проводят акции, идут в школы, беседуют с учителями, детьми. Но этого мало.
— Один из самых болезненных вопросов: почему в нашей стране нет ни одного детского СМИ, которое финансировалось бы из федерального бюджета? — рассказывает Шитикова. — Да, некоторые издания получают помощь от региональных спонсоров, местных властей. Есть помощь от Роспечати социально-значимым проектам. Но этого явно недостаточно. Получает редакция, допустим, небольшую субсидию, но издание ведь полностью находится на самоокупаемости. И какая окупаемость может быть у газеты или журнала, чья целевая аудитория — дети? Немного проще живется столичной детской периодике: часто эта пресса выпускается большими издательствами; опять же — больше шансов найти спонсора…
,
,
,
Кстати, в Московском регионе СМИ для детей зарегистрировано больше, чем где бы то ни было во всей стране. А в Краснодарском крае, например, их нет вообще. Чудо, если в отдалённых регионах представлены хотя бы федеральные издания, такие как «Мурзилка», «Юный техник», «Классный журнал» и др. Чудо, потому что они сталкиваются с массой проблем: цены на бумагу, полиграфию и дистрибуцию растут; почта тарифы поднимает; чтобы зайти в школы (просто презентовать свое издание), нужен личный контакт, а для этого требуются командировки, штат сотрудников; чтобы попасть, например, в супермаркеты, нужны деньги, и немалые.
,
,
Какой напрашивается вывод? Господдержка необходима детским СМИ как воздух.
— Полное финансирование — в идеале, — добавляет Шитикова. — Об этом, конечно, никто даже не мечтает. К слову, в регионах, где власть осознаёт силу и значение прессы, детские СМИ тоже развиваются. К сожалению, нам известно лишь о трёх таких регионах: это Липецкая, Белгородская и Воронежская области.
О важности господдержки детских СМИ в один голос твердят все издатели. По словам главного редактора журнала «Искорка» (Санкт-Петербург) Юрия Буковского, детские СМИ находятся на грани вымирания.
— Наша «Искорка» — это ленинградский бренд, журнал для детей. Все ленинградские школьники его выписывали и читали — и Путин с Медведевым тоже! Да что там, целые классы, школы выписывали, я это знаю — сам ездил, раздавал квитанции (в старой «Искорке» я отвечал за подписку). А сейчас всё, что делает руководство Комитета по печати Администрации СПб, — это ссылается на гранты, которые они выделяют. Но гранты эти покрывают не все расходы, выделяются не на журнал, а лишь на поддержку некоторых рубрик. К тому же Комитет, «выделяя гранты», фактически ничего не выделяет, не кредитует, а лишь обещает возместить затраты в конце года или через полгода, при строгом выполнении массы условий: объём, оформление, тираж, сроки, полиграфические материалы, авторы текстов и пр. Крупные СМИ с этим как‑то могут справляться. А, к примеру, «Искорка», в связи с неопределенностью собственного положения, не может ничего гарантировать и даже планировать, а значит, грантами воспользоваться не может!
,
,
— Достаточно посчитать себестоимость одного номера, напечатанного на хорошей бумаге хорошими красками, чтобы понять: цена конечного продукта бюджетной не будет, — поясняет Шитикова. — «Взрослые» издания могут её снижать за счет рекламных бюджетов, а детские нет, поскольку рекламодатели не видят в них
потенциал для инвестиций.
,
,
— Проблема ещё в том, что детские СМИ давно выпали из системы образовательного процесса, — говорит Александр Фин, главный редактор и генеральный директор журнала «Юный техник». — И сегодня приходится констатировать, что мы фактически потеряли целое поколение. Большая часть населения нашей страны утратила нравственные ориентиры и базовые знания, без которых невозможно движение вперёд… Детская периодика в этом смысле могла бы значительно скомпенсировать проблемы образования, более того — заметно повысить его качество.
Что же думает по этому поводу государство? В прошлом году Минкомсвязь и Роспечать с участием ведущих экспертов в области образования, культуры, литературы, издательского и библиотечного дела подготовили «Концепцию Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» и передали её на рассмотрение в аппарат Правительства РФ. Судьба документа на данный момент неизвестна. Очередную попытку «достучаться до небес» сейчас предпринимает Союз издателей «ГИПП».
— Мы разработали проект концепции господдержки детских СМИ, где обозначили все ключевые проблемы и способы их решения, — говорит Елена Шитикова. — В настоящий момент идёт работа над подготовкой открытого обращения к Президенту Российской Федерации В. В. Путину и Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву. В ближайшее время оба документа будут переданы по назначению. А дальше остаётся только ждать ответа.
Издатели, принимающие активное участие в подготовке концепции и открытого обращения, сильно сомневаются, что их услышат. Однако все уверены в том, что стучаться нужно даже в наглухо запертую дверь. И лучше, чтобы она открылась, пока её не выломали сами дети. Которые очень скоро вырастут.
,
,