,
,
страница живёт, а у кого просто «покататься». И дело совсем не в глянце и голливудской мультяшности. Тут свой коленкор
,
Начну, пожалуй, с собственного опыта. Когда‑то я был издателем и редактором крохотной региональной газеты. Как и у десятка тысяч изданий, у нас тоже была ежемесячная детская страничка. Чтобы «как у всех». Волей случая мы зачем‑то назвали эту страницу «Манюня». В первом выпуске дали фотографию маленькой девочки, выхваченную на бегу из какого‑то клипарта, с её «обращением к детям». Ниже стояли клишированные кроссворды и загадки, которые мы взяли из купленного в киоске детского журнала. Проехали и забыли. Но уже к следующему выпуску в редакции рядом с графином лежала стопка писем. Почти на каждом конверте было старательно выведено «Манюне!». Через год Манюня подросла до отдельной газеты — восемь полос четвертого формата. Но и в неё не помещались все присланные кроссворды, ребусы и нарисованные мамы. Поэтому каждое приветствие так и не повзрослевшей за десять лет Манюни в газетке заканчивалось словами: «И огромное спасибо написавшим мне…» — с перечислением десятков имен и фамилий доверчивых детей. Помню, лет пять назад оказался на родине, зашёл в банк. Менеджер узнал меня и, передавая сдачу, сказал: «Когда я маленький был, писал вашей Манюне. Но ничего не напечатали. Вы ей передайте, что я не обижаюсь».
Понимаете, о чем я? Дети намного активнее и искреннее общаются с ровесниками, нежели с редакцией, где большие дяди и тёти курят и говорят незнакомые слова.
И основа оформления таких страничек и вкладок — конечно же, творчество самих читателей с выпадающими молочными зубами. Они приходят в восторг даже когда видят в газете свой чёрно-белый рисунок самолетика, хотя на него ушла целая пачка разноцветных фломастеров.
,
Понимаю, что невероятно сложно при вёрстке таких страничек придерживаться навигационной иерархии материалов.
,
,
,
Поэтому тут совершенно неуместен принцип верстать «на отвяжись». По той же причине фейерверк шрифтов, который обычно дизайнеры запускают в тёмное небо своего воображения, тоже не нужен. Детская страничка будет именно детской не от фантазии верстальщика, а от того, увидят дети в ней себя или нет.
Та же история со страницами для школьников и молодежи. В некоторых газетах создали детские редакции — и отлично. Но! Если над школьниками стоит взрослый редактор-наставник, который учит их писать «по‑взрослому», то в результате получится выхлоп. Еще хуже, когда детские страницы готовят сами корреспонденты. И видишь на полосах сплошные активы, советы и отличников. Либо того горше — наставления «как надо жить».
У меня тут, среди сонма нравоучительных страниц, есть занятный пример: ростовская молодежная газета «Кактус», которую выпускал Издательский дом «Крестьянин». Для газетки была собрана редакция из студентов. Редакция выделила им даже кабинет в своем помещении — бывшую подсобку, где кисли половые тряпки и пылились коробки. Ребята сделали уборку и организовали собственный рабочий беспорядок. Редактором стала тоже студентка. И язык общения в газетке был настоящий, молодежный. Как маркер — «мы одной крови». Вы не поверите, но у них даже были два менеджера по рекламе. Аутентичная редакция и вела себя с читателями аутентично. По словам генерального директора «Крестьянина» Ирины Самохиной, дни рождения «Кактуса», которые молодежная редакция проводила для продвижения газеты, превращались в безумные сходняки.
,
,
,
,
,