,
1 ПРАВИЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛЬ
ИЛЬЯ СТАХЕЕВ, Институт телевидения, бизнеса и дизайна, старший преподаватель кафедры журналистики:
Разговор о прогрессивных методах обучения не имеет смысла, пока мы не ответим (в первую очередь себе): чему мы учим и с какой целью? Это аксиома менеджмента: сначала определяемся с продуктом, потом ставим цели и уже потом подбираем инструменты. А в России проблема с продуктом. В свежем исследовании, касающемся идентичности журналиста в России, которое проводилось исследовательской группой ЦИРКОН по заказу Фонда медиа-исследований и развития стандартов журналистики «Медиастандарт», я обнаружил, что более 50 % процентов опрошенных журналистов считают профильное образование ненужным. То есть профессиональное сообщество само толком не понимает: а кто они вообще такие?
2 НАПРАВИТЬ КЛАСС
ИВАН ПЕЧИЩЕВ, Пермский государственный национальный исследовательский университет, кафедра журналистики и массовых коммуникаций, доцент:
Нужно чаще ставить студентов в ситуации, когда они могут применить свои знания и навыки на практике. В нашей сфере это доступно, причём речь идёт не только о создании контента, можно заниматься его анализом (или анализом рынка), изучением аудитории, проверкой информации, агрегированием и фильтрацией. В конечном счете, всё это поиск ответов на вопросы. У журналиста всегда должны быть вопросы — этому тоже стоит учить.
3 БОЛЬШЕ ИГРАТЬ
ВАСИЛИСА ТИТОВА, Томский государственный университет, факультет журналистики, преподаватель:
Учить современного студента-журналиста нужно весело. Например, мы в ТГУ создали игру совместно с редакторами местных изданий, где студенты выступают в роли действующих журналистов и практикуются в выборе новостных поводов, редакторы комментируют такие поводы, а преподаватель модерирует общение. Игра снимает страх перед производственной практикой и дает редакторам возможность познакомиться с будущими кадрами.
4 ПИСАТЬ НЕ «В СТОЛ», А СРАЗУ В СМИ
АРКАДИЙ КУЗНЕЦОВ, Тюменский государственный университет, старший преподаватель кафедры журналистики:
Мой опыт подсказывает, что лучшее подспорье в этом случае — личные связи. Можно договориться с кем-то из штатных сотрудников (редакторов) издания и под его надзором публиковать цикл материалов. Молодёжная тема всегда актуальна. Второй вариант — преподаватель сам заключает авторский договор с изданием, определяет с редактором условия выхода материалов и начинает работать. Мы в ТГУ работали по второму варианту, и проект сразу привлек внимание местных СМИ. Недостатка внимания мы не испытывали.
5 СОЗДАВАТЬ СО СТУДЕНТАМИ СОБСТВЕННЫЕ МЕДИАПРОЕКТЫ
АНДРЕЙ ЗОЛОТУХИН, доцент факультета журналистики ВГУ, заместитель декана по творческой работе:
Почти два года наши студенты двух курсов работали над созданием городского студенческого портала, правда в режиме соцсетей и бета-версии. Портал назвали «P. S. — 5 сов». Мы ориентировалось на известную обучающую методику «госпиталя при университете». То есть этот студенческий портал стал такой своеобразной «клиникой», в которой бок о бок трудятся преподаватели-наставники и подопечные-студенты. Уже два года «P. S. — 5 сов» работает семь дней в неделю. Через эту учебно-производственную площадку проходят все студенты-журналисты первого и второго курсов факультета. Сначала работают на новостной ленте, а затем и в других жанрах, включая мультимедиа.
6 ОБУЧАТЬ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
АННА АНДРЕЕВА, Тюменский государственный университет, доцент кафедры журналистики:
Жанр «тотальной журналистики» разработан «Русским репортёром», и уже
два года наша кафедра журналистики внедряет его в формате «нонстоп». Во время фестиваля журналистских проектов «Медианавигатор» (ТюмГУ) школьники и студенты младших курсов приходят, чтобы погрузиться в профессию. В течение дня они успевают выбрать «точку», добежать до нее, найти инфоповод, перезнакомиться с людьми, сделать фото, видео, селфи, отправить их в социальные сети. Прибежать с куратором в альма-матер, написать новостную заметку (или несколько), отредактировать её и самостоятельно выложить на сайт https://medianavigator.utmn.ru. Получить от редакторов и кураторов обратную связь и призы. И после этого напряжённого дня понять: нужна ли тебе эта сумасшедшая и необыкновенная профессия, надо ли тебе подтянуть стилистику, этику или умение работать со смартфоном. И начать учиться журналистике.
7 СОТРУДНИЧАТЬ С РЕДАКЦИЯМИ И ДЕЛАТЬ СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ
КАМИЛЛА НИГМАТУЛЛИНА, доцент кафедры периодической печати СПбГУ:
Идея воплощается в том, что практикующие журналисты приходят на журфаки и рассказывают о своей работе, а лучших студентов забирают к себе в стажёры. Под системной работой с работодателями мы понимаем запуск учебных дисциплин, которые создаются в сотрудничестве с медиа.
Таким экспериментом, например, в Санкт-Петербургском государственном университете стал специальный курс «Конвергентные технологии в современных редакциях» в сотрудничестве с отделом медиапроектов Mail.ru Group. Редакторы проектов не только вели занятия для студентов, но и публиковали их тексты, занимались их режиссурой и демонстрировали метрики. Например, материал о подготовке спортсменов к чемпионату по биатлону с ходу набрал 83 % глубины просмотров.
8 НАЛАЖИВАТЬ КОММУНИКАЦИЮ СО СТУДЕНТАМИ В МЕССЕНДЖЕРАХ
ВЛАДИМИР ВОЛКОМОРОВ, Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина, департамент «Факультет журналистики», доцент кафедры периодической печати:
Образование, как и многие другие сферы, должно основываться на коммуникации. Популярные мессенджеры в работе преподавателя способны решать важные профессиональные задачи. Во-первых, это приложение для так называемого «второго экрана». Непосредственно во время занятия я отправляю своим студентам в мессенджер наглядный материал: ссылки, иллюстрации, презентации — всё, что обычно демонстрируют на доске. Во-вторых, групповой чат в мессенджере — это замечательный инструмент командной работы, он хорош для координации учебных проектов. В-третьих, возвращаясь к изначальной функции приложений — с их помощью удобно решать актуальные организационные вопросы, причём даже во внеурочное время.
,
,
,