,
Новое Время
Новое Время – это прежде всего эпоха торжества книги и местной газеты. В отличие от Средневековья, где вся или почти вся информация была устной, человек эпохи Реформации и последующего Просвещения научился доверять печатному слову, использовать его для познания, получения и распространения информации. Равно сильное оружие и в руках власти, и в руках граждан, газеты становятся инкубатором перемен, важнейшие из которых – антимонархические и антиколониальные революции в Нидерландах, Англии и Соединенных Штатах.
Горожанин Нового Времени – это еще и человек времен формирования национальных государств; вместе с локальной идентичностью (я – парижанин, или я – москвич), к нему приходит и концепция принадлежности к большей, государствообразующей структуре – нации. Трудно переоценить роль масс медиа в формировании наций – ведь язык массовой коммуникации преодолевал региональные отличия и диалекты, создавал ощущение причастности к большим событиям, и, что особенно важно, даже в условиях абсолютных и авторитарных монархий того времени, оформлял Просвещение.
Важнейшим отличием Нового Времени от предшествовавших периодов развития коммуникаций стало появление массового образования – еще одного компонента медиа-диеты горожанина.
,
,
К периоду XVII-XVIII веков относится и появление политической коммуникации – от возникновения партий и общественных движений до выборного процесса (в некоторых культурах он существовал и раньше, однако не был медиа-явлением, т.к. выборы происходили в рамках закрытых сообществ, территориальных или профессиональных). Человек Нового Времени, знания и мнения которого были сформированы гуманизмом Просвещения и освобожденным от церковной догматики светским знанием и светской философией, требовал самовыражения – и оно прежде всего приходило через возможности местного, городского самоуправления. Даже в очень консервативных культурах в это время возникают городские Советы, сенаты, парламенты, начинается работа по организации жизни урбанизированных сообществ.
Сообщение о разнообразии
Индустриальная эпоха, которая приносит массовую скоростную и дешевую печать (ротационная машина Хоя 1847 года – первый механизированный печатный станок, который автоматизировал подачу бумаги из рулона, ее «прогон» через печатные формы и разрезание на индивидуальные «печатные листы» с газетой), паровой двигатель и ускорение транспортного сообщения ответственны за два важных события. К концу 19-го века в целом формируется известная нам устойчивая медиа-среда, в которой оказывается современный горожанин. Для формирования городского сообщества теперь недостаточно «веча» – даже если площадь, на которой высказываются политики, окажется очень эффективной, она не может постоянно начинать с «самого начала», подключая к коммуникации всех новоприбывших или родившихся. Следовательно, медиатизация становится неизбежным компонентом коллективной культуры города.
,
,
Эта медиа-среда состоит из статических и динамических компонентов, является постоянно развивающейся и дополняющейся, поскольку для этого созданы специальные инструменты – прежде всего, средства массовой коммуникации, а также различные естественные, исторические и актуальные групповые коммуникационные каналы. Принципиальным отличием именно городской медиа-среды (скажем, от деревенской) является практически обязательная медиатизация субъектов (т.е. горожан, их групп, организаций, институтов) – поскольку, просто в силу количества населения и выросшего темпа жизни, невозможно обеспечить тотальное «знакомство» всех со всеми для индивидуальной коммуникации. Говоря проще: булочник в деревне может не вешать вывеску, о его существовании и продуктах и так всем известно; в городе индустриальной и постиндустриальной эпохи необходимо медиатизировать существование открывшейся булочной – в противном случае множество людей ее просто не заметят.
,
,
,
Появление массового транспорта, особенно – общественного транспорта – разорвало исторически сложившийся «местный образ жизни», своего рода имитацию деревни внутри городских стен, жизнь в общине, махалле или квартале. Да, кое-где этот образ жизни сохраняется и даже культивируется – но именно как элемент культурной самобытности, но никак не способ обратного разделения городов на массу мелких соседствующих поселений. Массовые медиа используют транспорт как точку контакта с аудиторией, транспорт позволяет перемещать физические копии газет и журналов в нужное время в нужное место (включая гарантированную доставку газеты к утреннему кофе!). В более позднем, постиндустриальном городе, «транспортом медиа» становятся всепроникающие электронные и цифровые сети дистрибуции – вещательное ТВ, радио, интернет – заменяющие физическую доставку медиа-продуктов.
Медиа-среда городов, как показывает нам история Нового и Новейшего времени, стала питательной почвой для возникновения современных государств, управленческих и деловых практик, политической и социальной коммуникации.
Как писал Вальтер Бенджамин:
Индустриальный город – это «машина для жизни», задача его существования – предоставить всем некий минимальный набор материальных и нематериальных «товаров и услуг», чтобы удержать единицу населения на своей территории – как производителя, как потребителя, как налогоплательщика, как избирателя
Наивно полагать, что горожанин индустриальной (и тем более постиндустриальной) эпохи сам догадается, что и в каких количествах, на каких условиях ему «полагается» от этой «машины для жизни». Соответственно, буквально все – от названий улиц и кварталов, до правил пользования транспортом, от местоположения институтов власти до расписания времени работы общественного туалета – должно быть скоммуницировано.
Обратной стороной этого процесса в течение целого ХХ века считалось «обезличивание» горожанина. Как потребитель индустриальной, «машинной» услуги по жизни в городской среде, идеальный горожанин должен был быть стандартизованным и «обычным». Массовые коммуникации индустриальной эпохи – «оптовые», вещательные – сообщение из одного центра (условной редакции) всем сразу и сейчас одного и того же, пусть состоящего из определенного ассортимента (рубрикатора, программы передач) сообщения. Получатель этого сообщения должен за него заплатить, как за товар или услугу (в лучшем случае – если оно ему нужно, как газета; в радикальном – обязан платить, как, например, в число налогов Великобритании входит обязательная оплата «сбора на БиБиСи»). Несомненно, что, по мере развития городских классов и страт, «тотальность» городской коммуникации постепенно сменялась более адресной, локализованной в пространстве или в области интересов (местная районная газета или телеканал, деловое издание для предпринимателей, молодежный журнал для тинейджеров и т.д.)
,
,
Вторая половина ХХ века – время перехода к пост-индустриальной цивилизации – стало поворотным мнением в отношениях между городской медиа-средой и ее потребителем – горожанином. Проделанная мировой архитектурной, градостроительной и социальной мыслью работа – от Чикагской школы до советских конструктивистов, от социологии «плотной среды» Питирима Сорокина до культурной антропологии Николаса Коулдри – позволила, сменив оптику взгляда на город как объект, увидеть все разнообразие возникшего симбиоза.
Продолжение следует…
Публикуется с разрешения автора,