Женщина не имела возможности получить такое же образование, как мужчина, не могла конкурировать на рынке труда. Положение в семье бесправное – развод практически недоступен, оплаты за доступные виды работ не хватало для себя и детей. Ситуация перед Февральской революцией, когда для женщин были уготованы лишь замужество, работа прислуги или гувернантки, проституция или тяжелый физический труд за гроши можно назвать тупиковой.
Вопрос, чем зарабатывать на жизнь и как реализовать себя, стоял перед большинством интеллигентных девушек. Достаточно вспомнить воспоминания Надежды Крупской, которая выбирала между работой гувернантки и частной учительницы.
Поэтому требование эмансипации женщин было актуальным не только для движения феминисток, которое активно развивалось в России с начала XX века. Всё русское общество вовлекали в политические дискуссии, газеты и журналы обсуждали решение «женского вопроса». При этом русская женская пресса была довольно разнообразна.
,
,
,
Выпускались популярные журналы на традиционные темы: семья, брак, воспитание детей, литература, мода, рукоделие, кулинария. Подобного рода издания называют «универсальными». К ним относились журналы «Женщина», «Женское дело», «Журнал для хозяек», «Журнал для женщин» и другие. Существовали журналы, посвященные только вопросам моды и рукоделию, например, «Моды для всех» (1910–1914), «Вестник моды» (1885–1916), «Белье и вышивка»(1909–1916), или только педагогике, воспитанию детей, гигиене.
,
,
Феминистки выпускали политические издания для женской аудитории. Дворянки, представительницы интеллигенции и буржуазии отличались высоким образовательным уровнем, поэтому неудивительно, что они активно участвовали в революционном движении – писали теоретические труды о раскрепощении женщин, выступали на митингах, преподавали в рабочих школах, некоторые участвовали в подготовках терактов и сами их осуществляли.
,
Одним из первых начал выходить «Женский вестник» (1904–1917). Мария Покровская, редактор издания, главными задачами считала разработку программы эмансипации женщин и её популяризацию. Авторы «Женского вестника» придерживались либеральных взглядов и уже в 1906 года создали Прогрессивную женскую партию.
,
Союз равноправия женщин, запустивший журнал «Союз женщин» (1907–1909), начал работу в разгар событий Первой русской революции в начале 1905 года. Цель союза – добиться для женщин равных с мужчинами прав (избирательного права, права на образование и профессиональную деятельность). Журнал «Союз женщин» демонстрировал высокий интеллектуальный уровень русского феминистского движения, и был заявлен как общественный и политический, хотя правильнее определить его как партийный.
Первый номер журнала «Работница» вышел 23 февраля 1914 года, в Международный день работниц. За пять дней до этого арестовали всю редакцию за исключением Анны Ульяновой-Елизаровой. Из семи выпущенных номеров конфисковали. Елизарова вспоминала:
Корреспонденции от представительниц различного рода труда – с крупной фабрики и от прислуги, с южной сельскохозяйственной экономии и от девочки из модной мастерской по соседству с редакцией – потекли широкой волной. Самые тёплые приветствия, поток грошей, – как из столиц, так и из провинции.
Ульянова-Елизарова, старшая сестра Ленина и активный участник социал-демократического революционного движения, ставила задачей журнала привлечение женщин к борьбе против монархии.
В 1899-1915 годах выходил и «Первый женский календарь», ставший единственным печатным изданием, которое читали все феминистки, независимо от их политических взглядов.
Политические женские журналы оформляли скромно, в них отсутствовали популярные материалы, рассчитанные на массовую аудиторию. Такие издания не отличались жанровым разнообразием – статьи, заметки, отчёты о политических мероприятиях. Стиль публикаций подчёркнуто сёрьезный, даже научный. Темы выбирались политические и были направлены на обсуждение вопросов феминистского движения.
,
,
Правые партии и либералы (например, кадеты), к которым обращались активистки феминистского движения, не считали актуальной борьбу за равноправие. Особую позицию занимали левые партии. Партия эсеров (социалистов-революционеров) поддерживала идею равноправия женщин. Но электоратом эсеров было крестьянство, а крестьянские союзы идей женского равноправия не принимали. Социал-демократы считали, что только изменение строя принесёт равноправие трудящимся женщинам.
Надежда Крупская писала в 1899 году:
Женщина-работница терпит всё то, что терпит и мужчина-рабочий. Как он, она принадлежит к самому бесправному и угнетённому классу общества.
Женщина-работница – член рабочего класса, и все её интересы тесно связаны с интересами этого класса.
,
,
Книгу «Женщина-работница», первую серьёзную работу Крупской, сначала издали в 1901 году за границей, а потом нелегально в России. В ней анализировалось положение женщин на рынке труда и в семье. Вывод – «самостоятельный заработок освобождает женщину от власти мужчины», поэтому женщина заинтересована в успехе социалистического переустройства. Среди большевиков и меньшевиков были убежденные марксистки, которые считали себя равными мужчинам и не имели никаких «гендерных» комплексов.
С большевистских позиций в женском движении участвовала и Александра Коллонтай, которая вовлекала женщин в партийную работу и не признавала «внеклассовых» и «внепартийных» интересов. Кроме этого, считала, что феминистское движение отвлекает от партии.
Политические журналы не были коммерчески успешными. Причина – разногласия в феминистском движении. Свою роль в политизации русского общества, в выработке представлений об эмансипации женщин они сыграли, оставив коммерческий успех «универсальным» женским журналам. В таких изданиях писали на разные темы, но всегда для того, чтобы развлечь и сформировать ту или иную потребительскую модель поведения для привлечения рекламодателей.
,
,
,
Одним из первых универсальных изданий был журнал «Женщина» (1907–1917) – объёмный, цветной, с иллюстрациями, широким выбором тем. Популярность издания росла и потому, что в нём публиковались репродукции картин. Позднее другие журналы для дам начали выходить поочерёдно в Москве: «Женское дело» – в 1910 году, «Журнал для хозяек» – в 1912 году, «Журнал для женщин» – в 1914 году.
Помимо домохозяек, которые составляли основную аудиторию, «универсальные» журналы пытались обращаться к женщинам, интересующимся общественными вопросами, работающим женщинам и феминисткам. Однако, авторы, часто скрывавшиеся за «говорящими» псевдонимами (Анчар, Д’Альг, Врач, Тубероза, Изида, Принцесса Греза, Хозяйка, Косметичка) были далеки от политической журналистики.
«Универсальные» женские журналы к 1917 году вынуждены были писать на злободневные политические темы. Конечно, освещали их, ориентируясь на целевую аудиторию. Например, «Журнал для женщин» призывал «гражданок» участвовать в выборах в Учредительное собрание, а революции называл «распятием России на кресте анархии» и «крестными муками».
Революции не отменили актуальности статей о том, как проветривать меха и чистить белые лайковые перчатки и перья на шляпе. После событий в октябре 1917 года «Журнал для хозяек» в рубрике «Женская жизнь» описывал вечерние туалеты, отдавая дань политическим событиям:
Мода на пышные меха замечательно эффектно дополняет туалет… Снова видна беспомощность женственной фигуры, а не здоровая рабочая простота, как бы… нега и лень снова захватывают в свои цепкие объятия женщину-труженицу.
Февральскую революцию с восторгом приняли многие русские периодические издания, в том числе и женские. журналисты писали о том, что Временное правительство объявило о равноправии женщин, но в реальном положении ничего не изменилось. Романтизация революции, сравнение её с «воскрешением», «обновлением», «праздником» не имели ничего общего с действительностью. Признаки ухудшения жизни можно найти в советах задуматься о перешивании и обновлении имеющихся туалетов, как сохранить разнообразное меню «без мяса». Разрушение органов власти, волна преступности, инфляция, сложности с доставкой в столицы продуктов питания, не говоря уже о политической борьбе за власть, представляли угрозу уютному миру домохозяек.
,
,
Временное правительство уравняло женщин в правах с мужчинами, заявив, что право участвовать в выборах в Учредительное собрание принадлежит всем гражданам России обоих полов, достигшим 20 лет. Тогда же, в 1917 году, в Московский университет впервые были приняты студентки: 165 из 2500 первокурсников. Жаль, что нет данных о том, на какие факультеты они поступили, и какие учебные заведения до этого окончили.
,
,