Хаб для профессионалов

Опросы редакторов СМИ разных лет показывают, что требования к начинающим журналистам не меняются со временем: чаще всего ждут хорошей гуманитарной базы и дополнительных знаний по какой-либо теме. А студенты жалуются на то, что не хватает практической подготовки, иностранных языков и технических навыков. После выпуска они быстро осваивают необходимое на рабочем месте. Но в какой-то момент становится понятно, что дальнейшее движение невозможно без перехода на новый профессиональный уровень.

Предполагается, что взрослый сотрудник сам понимает, в каком направлении развиваться дальше. На выбор – десятки онлайн-курсов, повышение квалификации на базе вузов и самих редакций, гранты и конкурсные стажировки, летние школы и творческие мастерские, однодневные семинары и вебинары, образовательные поездки и тренинги… Охватить это разнообразие невозможно – не хватит ни времени, ни денег. Есть навыки, которые возможно освоить самостоятельно, а есть такие, где необходима помощь опытного тренера. Ещё одна опасность – не каждая медийная звезда умеет учить и делиться опытом так, чтобы слушатели смогли повторить его. Чаще такие «мастер-классы» на деле превращаются в байки из журналистской жизни.

В медиасообществе назрела необходимость создания образовательного «хаба», который аккумулирует лучших экспертов отрасли и предлагает спектр актуальных направлений развития. Этакий отечественный Институт Пойнтера.

 

Направления медиаобразования будущего

Посмотрим на предложения Пойнтера. Это не только упор на новые медиа и технологии, но и работа с журналистами традиционных форматов. В России тоже есть разные генерации СМИ и журналистов вне зависимости от возраста и образования. Издания могут ставить одновременные задачи, например, улучшить дизайн печатной версии и создать новый канал в соцсети. Особенно в региональной и локальной журналистике. Переход из печати в цифру для многих ещё не завершился, и для редакций по-прежнему острая тема – как адаптировать сотрудников к этому переходу.

Для того, чтобы определить направления медиаобразования, ЖУРНАЛИСТ изучил отраслевые отчёты, мнения экспертов. Посмотрели на доклад группы 2020 газеты The New York Times о глобальных трендах в мировой журналистики. Теперь редакция ориентируется на следующие задачи:

  Продукт более визуальный.

•   Текстовый продукт использует привычное сочетание форматов для цифровой журналистики.

•   Новый подход к специальным рубрикам и тематической журналистике.

•   Читатели играют большую роль в продукте.

Для выполнения этого нужны навыки:

•   Разработка качественного визуального контента.

•   Умение выбирать формат контента под задачу продукта.

•   Работа со специализированной тематикой и проектами.

•   Вовлечение аудитории и активное взаимодействие с ней.

ЖУРНАЛИСТ также посмотрел основные дискуссионные вопросы крупнейших профессиональных конференций, которые показывают современные запросы отрасли:

•   Как создавать качественный контент?

•   Как сделать так, чтобы аудитория читала?

•   Как зарабатывать деньги в условиях сокращения рекламных бюджетов?

Основываясь на этих данных и предложениях экспертов ЖУРНАЛИСТА, сформировали образовательные направления.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЖУРНАЛИСТА


1   Визуальная журналистика. Эффективный курс газетного дизайна.

2   Инфографика и фотооформление. Простые решения для газет.

3   Перезагрузка издания. Редизайн газеты своими руками.

4   On-line стратегии региональных СМИ.

5   Редакционная политика.

6   Работа с журналистским текстом.

7   Новации законодательства в сфере распространения информации: правовые риски, ограничения, ответственность.


Важным направлением в программе считаем развитие региональных СМИ и переход печатных изданий в цифру, поэтому внутри темы онлайн стратегий предусмотрели специфические темы:

1   Понимание новых медиа: куда движется мир и куда идти нам?

2   Современная мультимедийная редакция и конвергенция: что нужно для успешной работы?

3   Люди в редакции и инновации: кто будет всё это делать и за это отвечать?

4   Как создавать и оформлять мультимедийный контент для сайтов: от теории к практике.

5   Цифровой медиатекст: как придумать и сделать хорошо?

6   Работа с текстом: что нужно знать автору о цифровых массмедиа.

7   Монетизация медиапроекта в интернете.

8   Что такое Programmatic-реклама и зачем она издателям?

9   Мессенджеры и социальные медиа: как не только идти за аудиторией, но и понимать её?

10   Фактчекинг: как проверять достоверность информации?

11   Источниковедение 2.0: как находить факты и детали для историй?

 

Исцели себя сам

Эксперты Делового форума ЖУРНАЛИСТА 2017 поделились собственными мечтами, чему бы они хотели поучиться сами. Результаты опроса показали, что предела совершенству точно не существует.

,

,

Макс Корнев, редакционный директор медиагруппы ЖУРНАЛИСТ

Мне сейчас больше всего не хватает времени, чтобы учиться. И ещё не хватает удобной информационно-образовательной среды. Нужны такие люди, ресурсы и технологии, которые позволяли бы мне сконцентрировать, сделать выжимку, эссенцию из важной и полезной информации. При этом, чтобы не потерялось что-то важное и не ушла сама суть. И чтобы это всё было в пределах досягаемости, удобно и понятно скомбинировано.

Именно поэтому мы строим медиагруппу «Журналист» как информационно-образовательный хаб, концентратор информации, компетенций, технологий, знаний и людей, которые всем этим добром могли бы обмениваться. Делаем не только медиа, но также Клуб Журналиста, образовательные и отраслевые мероприятия. В общем, чего мне лично не хватает, то и помогаю выстраивать. И всех призываю включаться в кооперацию: давайте вместе делать профессиональную среду комфортной.

 

,

,

Всеволод Пуля, главный редактор Russia Beyond The Headlines, редактор ЖУРНАЛИСТА

Я хотел бы поучиться управлению проектами. Я знаю основы Agile и Scrum, но хочется копнуть глубже в этом направлении. Эффективные методики управления компаниями – это то, чего нам не хватает в медиа сейчас, и то, чего будет не хватать в скором будущем, когда большую часть штата будут составлять автоматические скрипты.

 

,

,

Сергей Якупов, редакционный директор в «Я Покупаю», managing editor в «Звезда» и CEO & Founder в MediaMedia

Я бы хотел научиться программированию и продюсированию. Для меня очевидна потребность кодить. Это один из ключевых навыков, который позволяет быть независимым и тут же реализовывать то, что задумал. Я сейчас не говорю про разработку приложений. Речь идёт про прикладные вещи. Например, есть задача достать большой объём данных — написал парсер, который тебе ещё и представит эти данные в удобном виде. Кроме того, среди медиаменеджеров слишком часто попадаются лирики. А это плохо. В интернете ты должен мыслить алгоритмами, работать с цифрами и уметь их быстро и качественно представлять. А уже в алгоритмы вплетается лирика, контент. Программирование формирует алгоритмичный подход к решению задача. Это очень важно, мне кажется.

Кроме того, развитие медиа — это, в первую очередь, технологии. Без знаний о том, как это всё устроено, так и будешь плестись вместе со всеми. Нужно некоторое технологическое визионерство, которое невозможно без знаний основ. И как программирование и есть эта основа.

Ну и второй важный момент, чему хочется учиться — работе с источниками новостей. Умению отсеивать лишнее и находить важное. Здесь два аспекта: технический (как организовать себе информационное поле) и редакторский (что нужно, а что не стоит включать в это поле).

 

,

,

Мария Рзаева, руководитель спецпроектов в «Бумага Медиа»

Я вообще не умею программировать и делать хоть сколько-нибудь приличные макеты в «Иллюстраторе». Эти навыки, конечно же, в будущем будут экономить мне тонны времени и даже сложно представить, насколько облегчат коммуникацию с командой разработки и дизайнерами.

 

,

,

Оксана Силантьева, медиатренер и основатель Silamedia

Медиаэксперт — это очень широкое понятие. Мы эксперты в каких-то конкретных сферах. Обучение на высоких уровнях компетенций ничем не отличается от обучения начинающих. Мы точно так же читаем книги, пробуем, проводим эксперименты, обсуждаем результаты, размышляем, переделываем, обсуждаем снова. Разница может быть в том, насколько сложными и неоднозначными вопросами мы задаёмся. Я сейчас вернулась к своей любимой режиссуре, но уже на более сложном уровне. Изучаю язык визуализации, кинематографический подход, пробую адаптировать язык кино к мультимедиа сторителлингу. В этом контексте мне интересно участие в тренингах и проектах кинематографистов. Я вряд ли буду делать кино, но их видение мне важно для более глубокого понимания мультимедиа. И по этой же модели я изучаю сейчас искусство, нейрофизиологию, психологию восприятия, двигательные практики, теорию игр, эксперименты интерактивных театров, философию (преимущественно то, что касается ценностей, поведения людей, разных точек зрения на коммуникацию и развитие технологий).

В этот микс я добавляю другой большой пласт — менеджмент. Как устроены производственные процессы, мотивация, разные стадии развития компаний в разных отраслях. Эти знания мне нужны для того, чтобы обогащать мою практику в медиаменеджменте. Многое из того, что в других отраслях уже отработано, в медиаменеджменте находится в зачаточном состоянии. Без перекрестного опыления ничего не развивается, поэтому нужно знакомиться с широким спектром практик — от управления it-проектами до работы туристических агентств и интернет-магазинов. Изучаем, ищем похожие ситуации, пробуем применить к себе, думаем и креативим.

Следующий блок — дизайн. Дизайн-мышление, юзабилити, системный подход к продукту. Это не значит, что я становлюсь дизайнером, это значит, что мне кажется полезным использовать дизайнерские техники в моей работе. Это дает возможность смотреть на мои проекты другими глазами, лучше структурировать идеи. Ну и лучше налаживать взаимопонимание с дизайнерами.

Мне сейчас сильно не хватает нового уровня в программировании, я очень отстала сама, потому что мои проекты воплощают крутые профи. Но не уверена, что я готова сейчас выделить время на это направление.

Но вот изучение различных языков коммуникации для меня в приоритете. Меня очень вдохновляет изучение языка жестов, иероглифических языков, пантомимы, языка танца, языка запахов. Это расширяет моё понимание, как мы думаем, как мы общаемся, как мы выражаем наши мысли и эмоции.

Я сама выстраиваю свою траекторию обучения, у меня есть свой подход к этой работе. И это бесконечный процесс, я не отношусь к обучению, как к чему-то фрагментарному. Для меня это — ежедневный потом чтения, смотрения, обсуждения, интервью, совместных проектов, экспериментов, презентаций. И тогда все эти знания связываются в голове и помогают наращивать мою экспертизу в сфере медиа.

 

,

,

Сергей Паранько, редакционный директор Mail.ru Group

Чему хотел, тому и учусь – истории медиа. От шумеров и до наших времен. Сперва я пытался найти преподавателя, но все они заточены под вузовские программы, потому приходится осваивать тему самостоятельно.

Желающим погрузиться в вопрос, для старта, рекомендую «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбела, «Главный рубильник. Расцвет и гибель информационных империй от радио до интернета» Тима Ву и специальный номер Афиши «Что мы наделали. История русских медиа 1989-2011». Из видеоматериалов это курсы Сергея Давыдова «История отечественной журналистики» и «История и теория медиа» Ильи Кирия.

,

Заходное фото: shutterstock.com