Термин «цифровая печать» употребляется в нашей отрасли уже давно и обычно описывает те процессы печати, которые осуществляются без использования печатных форм. В то время как все традиционные процессы печати — высокая печать, глубокая печать, флексография и офсет — базируются на предварительно подготовленных печатных формах, с которых делаются бесчисленные оттиски, цифровая печать не нуждается в формах в традиционном смысле. Кстати, изначально предложенное определение «бесконтактная печать» гораздо лучше описывает соответствующий процесс, но так и не вошло в широкое употребление.
Первое, что фундаментально отличает различные печатные процессы, это способ нанесения краски на запечатываемый материал. В случае струйной печати этот механический процесс крайне сложен, поскольку для того, чтобы нанести на запечатываемую поверхность краску в нужном месте и в нужный момент — без контакта с этой поверхностью, разумеется, необходимо электромеханически проконтролировать тысячи чернильных сопел за доли секунды.
,
,
,
Общеупотребительный термин «цифровая печать» вошёл в обиход в качестве общего описания всех полиграфических процессов, которые осуществляются без контакта с поверхностью запечатываемого материала и без материальных печатных форм. И наоборот, подразумевается, что при использовании цифровых технологий содержание и формат любого запечатанного листа могут отличаться от всех предыдущих. Таким образом, в цифровой печати одну и ту же печатную машину можно использовать для печати тиражей в диапазоне от одного до нескольких тысяч экземпляров. Точно так же можно комбинировать различные продукты с любым тиражом в любом порядке. Более того, индивидуальные модификации формы и содержания можно делать в каждом экземпляре (так называемая персонализация). Всего этого можно добиться без необходимости прерывать процесс печати для того, чтобы, например, сменить печатную форму. Таковы характерные свойства цифровой печати.
Рабочая группа Всемирного форума полиграфистов (World Printers Forum WAN-IFRA) выявила следующие области применения струйной цифровой печати, которые имеют существенное значение для газетных издательств и типографий:
1 Удалённая печать международных газет
2 Региональные и местные выпуски:
• вкладки в местные выпуски, напечатанные цифровым способом;
• «рулонная цифровая печать», заранее напечатанные вкладки в обычный тираж;
• печать в соответствии с требованиями распространения.
3 Персонализация, кастомизация:
• коды, игры, персонализированная реклама;
• массовая кастомизация, целевая и персонализированная реклама.
4 РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО БИЗНЕСА:
• прямая рассылка, персонализированная рассылка, транзакционная печать;
• печать коротких тиражей, вариативность контента и формата.
5 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ
,
,
,
Динамичное развитие и перспектива роста
Участники рабочей группы — печатники и поставщики — поделились своими взглядами и ожиданиями.
Компания Manroland видит возможность динамичного развития бизнеса и реализации новых идей с помощью струйной печати. Цель — повышение вариативности форматов и продуктов при помощи цифрового фальцевального оборудования Мanroland и интеграции ПО. Компания рассматривает струйную печать как дополнение к имеющемуся полиграфическому оборудованию. Она используется для выпуска печатной продукции с падающими тиражами вариативным способом. В то же время повышается полезное использование имеющихся печатных машин за счёт комбинации тиражей одного формата (размера) в тираж большого объёма.
Полиграфическая служба концерна Axel Springer считает необходимым разрабатывать инновационные бизнес-модели для индивидуализации газет. Она полагает, что нужно искать коммерческую оправданность значительных инвестиций в цифровую печать (концерн в целом инвестировал в 33 струйные печатные секции). В то же время, по её наблюдениям, сегодняшние читатели и рекламодатели хотят получать добавленную стоимость к печатной газете.
В результате она сосредоточилась на новых спецэффектах, таких как приклеивание, суперпостеры и перфорация. Специалисты службы полагают:
За счёт струйной печати мы способны предлагать инновационные формы добавленной стоимости, например, индивидуализацию, что является уникальным случаем для газет с массовым тиражом.
Малкольм Миллер, глава мальтийской компании Miller Distributions, и Стефан Ванизакер, руководитель типографии Halewijn (Бельгия), верят в перспективу роста доли струйной печати. Господин Ванизакер считает, что рост возможен за счёт улучшения качества печати вкупе с повышением качества бумаги и снижением стоимости краски. По его мнению, жизнеспособным продуктом будет комбинированное предложение, включающее бумагу и e-paper.
Йозеф Зиммерл из компании Canon (Océ) согласен с этим мнением. При повышении качества печати, запечатываемого материала и скорости струйная печать в конечном счёте заменит офсет в секторе малых тиражей (до 5 тыс. экземпляров) и в сфере промышленной печати по требованию, полагает он.
,
,
,
Рыночная стратегия крупных игроков
Поставщики адресуют свою продукцию разным целевым рынкам. Компания Manroland предлагает на европейском рынке комбинацию из бизнес-моделей газетной и коммерческой печати, а в Азии она продвигает оборудование для специализированных продуктов и вариативной печати, поскольку этот рынок пока находится на ранней стадии развития. В настоящее время, по её наблюдениям, на рынке в целом заметно вырос интерес к книгопечатанию по требованию.
У компании Canon есть два крупных целевых рынка струйной печати — транзакционная печать / прямая рассылка и полиграфическая продукция. На рынке полиграфической продукции растёт роль газетной печати.
Компания Hunkeler в основном обслуживает рынок децентрализованной печати ежедневных газет с малыми и средними тиражами и еженедельников.
Что касается пользователей, полиграфическая компания Topweb (Чикаго, США) считает, что нишевые рынки начинают открываться и демонстрируют большой спрос на малотиражную и высококачественную продукцию. Родд Уинскотт, президент Topweb, говорит:
Наша цель — малые тиражи общенациональных и международных ежедневных газет, а также газеты местных сообществ.
Печатное подразделение Axel Springer в поисках применения струйной печати обращается к подписчикам и читателям газет и к рекламодателям (маркетинг специализированной рекламной продукции). Итальянская компания CSQ из Эбруско применяет её как в печати газет, так и в печати другой продукции на газетной бумаге. Целевой рынок Miller Distributions — газеты для британских и европейских туристов.
Господин Ванизакер в первую очередь заинтересован в рынке микрозонирования (гиперлокальные газеты, газеты городских районов), новостных бюллетенях клубов и ассоциаций, персональных газетах и персонализированных изданиях.
Ставка на комбинирование и малые тиражи
Бизнес-модели находятся в зачаточном состоянии, поскольку разработка продукции и вариантов структурирования данных ещё впереди. Компания Мanroland уверена, что появятся новые массивы данных, которые позволят развивать возможности струйной печати с точки зрения вариативности, контента и продукции. Скорость печати возрастёт и сравняется с медленным офсетом, уверены в компании. Более того, в компании полагают, что эта цель почти достигнута и необходимо только соответствующим образом настроить качество печати.
Как заявляют в Мanroland, экономику газетной печати ждут позитивные сдвиги за счёт комбинации коммерческих заказов и книгопечатания на основе цифровых решений. Чтобы наступили позитивные перемены, необходимо расширять и делать более гибкими текущие бизнес-модели.
Дарио Де Чиан, директор итальянской газетной типографии CSQ, сказал, что на специализированном рынке газетной печати он, к сожалению, не видит «больших возможностей, если только поставщики не смогут увеличить скорость печати и снизить стоимость краски». А господин Хункелер отмечает:
Скорость струйной печати увеличивается, качество становится выше, и главная проблема заключается в снижении себестоимости тиража при снижении стоимости краски.
,
,
,
Снижение стоимости краски и повышение качества печати (за счёт правильного подбора красок и бумаг) должно снизить стоимость экземпляра, полагает господин Ванизакер.
Уинскотт рекомендует строить бизнес-модели на малотиражных заказах, доказавших рентабельность, и максимально продуктивно использовать машинное время, а также заниматься повышением квалификации технического и обслуживающего персонала, добиваясь от него углублённого понимания и «железа», и структуры файлов.
Главное — области применения
Для того чтобы продуктивно использовать промышленную цифровую струйную печать в газетном производстве, крайне важно выявить области применения и ниши, которые лучше и выгоднее обслуживать с помощью цифровой печати, чем традиционными методами.
,
,
В этом контексте самое уместное — сосредоточиться на конкретных преимуществах струйной печати и, отталкиваясь от них, выявлять области применения, которые либо релевантны и для сегодняшнего, и для будущего газетного производства, либо позволяют создавать новые бизнес-модели.
В таком случае технические и коммерческие инновации будут стимулировать друг друга.
Материал подготовлен WAN-IFRA и Союзом издателей «ГИПП»
,
,