Особенности национального медиапотребления

КАКИЕ МЕДИАУСТРОЙСТВА У ВАС ЕСТЬ?

Прежде чем начинать разговор о том, что читают, смотрят и слушают россияне, нужно выяснить, а какие, собственно говоря, медиаустройства у них есть дома. То есть первоначально необходимо определить материальную базу медиапотребления.

В период с 2009 по 2015 год картина наличия медиаустройств дома у наших соотечественников поменялась кардинально. Самыми популярными остаются телевизоры и мобильные телефоны.

,

,

Резко снизилось количество радиоприёмников (с 61 до 27%) и видеоплееров (с 51 до 22%). При этом значительно увеличилось количество человек, имеющих компьютер (ноутбук) или планшет (с 49 до 76%), и, соответственно, существенно выросла доступность интернета (с 37 до 78%). Как социолог, могу отметить, что такого рода динамика встречается довольно редко. 

,

Можно говорить о революции в информационном потреблении

,

Следует помнить о том, что использование того или иного медиаустройства в нашей очень большой стране регионально дифференцировано. Результаты исследования, которые мы провели в 2016 году в десяти регионах, показали, что в Москве количество обладателей планшетов (59%) почти в два раза больше, чем в среднем по стране. Кроме того, 80% жителей столицы имеют компьютер, в то время как в провинции этот показатель равен 66%. Что лишний раз доказывает: информационная политика и продвижение (в том числе и рекламы) через различные медиаканалы в разных регионах должны быть дифференцированы и различаться.

 

КАК ЧАСТО ВЫ ИМИ ПОЛЬЗУЕТЕСЬ?

Очертив контур материальной базы медиапотребления, подходим ко второму важнейшему вопросу, который мы задаём регулярно нашим респондентам. Одно дело, когда дома есть телевизор или компьютер, и совсем другое — как часто этими устройствами пользуются. Полученные нами данные подтверждают, что мобильный телефон и телевизор, бесспорно, являются устройствами ежедневного потребления.

,

,

ИНТЕРНЕТ СТАНОВИТСЯ ЕЖЕДНЕВНО ИСПОЛЬЗУЕМЫМ ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ГАЗЕТ, ЖУРНАЛОВ И КНИГ

,

Также интересно отметить, что электронный формат книг и периодики на самом деле не очень популярен.

Здесь не приведена информация, связанная с дифференциацией по типу населённого пункта. Что касается печатных СМИ, то, мало того что они уже присутствуют в довольно сжатом виде и проигрывают многим другим медиа, они ещё и очень сильно распределены по типу населённого пункта. То есть высокая интенсивность обращения к прессе как к источнику информации в основном наблюдается в малых городах и сёлах и в старших возрастных категориях.

Кроме того, если подсчитать количество респондентов, пользующихся конкретными источниками информации не реже одного раза в неделю, то можно увидеть, что буквально за четыре года интерес к газетам и журналам в этом отношении резко снизился: с 75 до 57% и с 53 до 36% соответственно.

 

КАКИМ МЕДИА ВЫ ДОВЕРЯЕТЕ?

Просто выяснить, что человек смотрит телевизор или читает газету, недостаточно. Мы отлично понимаем, что медиапотребление заключается не только в использовании тех или иных медиа, но и в отношении к ним. И в наших исследованиях этот момент постоянно фиксируется в вопросах о доверии к тому или иному каналу информации.

,

,

Здесь невозможно не отметить, что, несмотря на растущую долю респондентов, которые говорят о том, что они используют интернет всё чаще и чаще для получения информации, доверие сообщениям в социальных сетях, сообщениям информационных сайтов гораздо меньше, чем доверие тому же самому банальному телевизору. Пока это так. Помимо этого очень важным источником информации до сих пор остаётся так называемое сарафанное радио. Информации, полученной от членов семьи, друзей и знакомых, доверяют больше, чем газетам, интернету и радио.

 

КАК ВЫ ВОСПРИНИМАЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ?

И наконец, ещё одна важная для нас составляющая, которая тоже входит в понятие медиаграмотности. Если раньше её основой считалось умение находить информацию, то сейчас — умение фильтровать и критически относиться к получаемой информации киваю: 

,

половина наших сограждан оценивает сегодняшний информационный поток в целом как ложный и навязываемый

,

Что же они делают, когда встречаются с такой довольно спорной, по их мнению, информацией? Как правило, идут в интернет. Роль интернета не как основного источника информации, а именно как вспомогательлюди уточняют и перепроверяют информацию, полученную по другим каналам, существенно (более чем в два раза) выросла.

,

,

На протяжении последних лет 20% респондентов говорят, что в случае, если они встретят такую подозрительную информацию, вообще не будут её перепроверять. То есть устойчивой остаётся доля тех, кто готов, не перепроверяя, принимать, с позволения сказать, разного рода информационную туфту. В некотором смысле для части населения непроверенная и сомнительная информация становится социальной нормой. К этому явлению можно относиться по-разному, но не замечать его нельзя.

 

Материал подготовил Владимир Стасов

,

Фото: shutterstock.com