Идеология ненависти
«Дело в том, что борьба за равноправие полов цинично используется для безудержной эксплуатации женщин». Это цитата из статьи Павла Виноградова «Защитить женщин от феминизма», опубликованной в газете «Невское время» 29 апреля 2015 года. Автор текста стал победителем в категории «Сексизм в СМИ» интернет-премии «Сексист года — 2015».
Суть сексизма в насаждении двойных стандартов, предвзятых взглядов, составляющих основу дискриминации женщин. Сексизм — это идеологическая составляющая гендерного насилия, распространённого в патриархатном обществе с целью социальной сегрегации женщин.
Сексизм в СМИ имеет разнообразные формы. Его цель — заглушить женские голоса: от обесценивания мнения журналисток до угроз убийством. От отрицания специфически женских проблем до оправдания дискриминации в отношении женщин.
Скрытая дискриминация
В последние годы часто обсуждается необходимость недискриминационного освещения таких проблем, как миграция, национальный вопрос, взаимоотношения религиозных организаций и светского общества. При этом «женский вопрос» оказался вне сферы внимания медиасообщества. Хотя эта тема затрагивает интересы одной из двух крупнейших социальных групп.
Язык вражды или риторика ненависти — обобщённое обозначение языковых средств выражения резко отрицательного отношения «оппонентов» — носителей иной системы религиозных, национальных, культурных или же более специфических, субкультурных ценностей. Это явление может выступать как форма проявления расизма, ксенофобии, межнациональной вражды и нетерпимости, гомофобии, а также сексизма. (Википедия)
Российские медиа активно транслируют язык вражды в отношении женщин, тиражируя худшие из предрассудков и устаревших клише. Наибольшее распространение имеют тенденции сексуальной объективации и миф о «естественном предназначении» женщин.
Редкая публикация обойдётся без стандартного кейса сексиста: «представительницы прекрасного пола», «хранительницы домашнего очага», «настоящие женщины», «горе-мамаши», «ночные бабочки» и — новомодное — «девушки с пониженной социальной ответственностью».
Обесценивающая лексика — не единственный признак языка вражды. К нему относятся и претендующие на объективность статьи о сексуальном насилии, где вина за произошедшее прямо или косвенно возлагается на жертву — женщину.
Образы россиянок в отечественных медиа далеки от того, чтобы представлять реальные роли женщин в обществе, не дают объективной картины происходящего и бесконечно далеки от представления женщин и мужчин равноправными.
,
,
Феминизм в медиа
Борьба с языком вражды в отношении женщин в СМИ — это борьба за свободу слова и самовыражения. Если женщины как социальная группа не имеют равного доступа и адекватной представленности в СМИ, о свободе слова невозможно говорить всерьёз.
В 2015 году российское правительство отчиталось премией «Сексист года» на Комитете ООН по искоренению всех форм дискриминации в отношении женщин. Российской делегации был задан вопрос, какие меры предпринимаются для борьбы с языком вражды в отношении женщин? В ответ была названа «журналистская антипремия», представленная как механизм гражданского общества. В этом определении есть неточность. Премию действительно поддерживали Международный клуб «Журналистка» и Союз журналистов России, однако это не журналистский проект.
Шесть лет с момента основания над подготовкой голосования трудится рабочая группа волонтёрок. К ней присоединяются разные люди: активистки инициативной группы «За феминизм» (учредителя премии), участницы интернет-сообществ «FemUnity» и «ФАКТЫ_АНТИсексизм_АНТИшовинизм». Помощь в проведении церемонии оглашения результатов голосования оказывает Гендерная фракция партии «Яблоко» и её председатель Галина Михалёва.
Вот что пишут участницы феминистских сообществ в Facebook, отвечая на вопрос, нужна ли премия «Сексист года».
Светлана Калимуллина: «Очень часто люди в повседневной жизни даже не замечают проявления сексизма, считая всё это нормой. Когда им указывают, что это не норма, что так не должно быть, они начинают задумываться. Это уже хорошо. Люди могут соглашаться или не соглашаться, но начинают думать, начинают замечать проявления сексизма. Пусть это маленькие шаги, но большой путь и начинается с маленьких шагов. Поэтому данная премия, на мой взгляд, очень важна и необходима».
Russell D. Jones: «Границы нормы нужно постоянно проверять, проговаривая вслух, что можно, что не рекомендуется, а что вообще ни в какие ворота. Подобные обсуждения — один из способов проявить себя для сообществ, а для людей проверить свои взгляды».
Валера Запорожченко: «Премия нужна, потому что сексизм с экрана только крепчает, несмотря на неограниченный доступ к образованию у публичных персон и обилие материалов на любом языке. Люди, которые должны по идее подавать пример, на деле отравляют мозги миллионам».
Ayna Kayna: «Нужна альтернатива. Эта премия показывает, какие вещи являются сексизмом. И что есть люди, считающие подобное ненормальным».
,
,
Журналисты и читатели
Средства массовой информации пишут о премии. Некоторые описывают её как «шуточное голосование». В то же время есть СМИ, где о премии дают всё-таки корректную информацию: «Радио ООН», «Радио Свобода», Wonderzine, Meduza.
Анализ публикаций о премии и реакция на них журналистского сообщества показывают, что в большинстве российских СМИ барьеры для сексистских материалов отсутствуют. Редакционная политика многих медиа такова, что оскорбительные и дискриминационные высказывания политических и общественных деятелей публикуются, не получая объективной оценки. Более того, сексистские материалы штатных авторов публикуются по заданию редакции.
Исследования и мероприятия, посвящённые языку вражды, не включают анализ сексизма и мизогинии*, ограничиваясь защитой прав журналистов и прав человека. Женоненавистничество не включается в перечень общественно опасных явлений наряду с антисемитизмом, ксенофобией, национализмом, расизмом.
Международные правовые акты против разжигания ненависти в сфере СМИ также, как правило, учитывают только основания, связанные с расовой, этнической и религиозной ненавистью.
В 2011 году Совет Европы подписал Конвенцию о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и с бытовым насилием (Стамбульская конвенция). Государства-участники подчёркивают недопустимость сексуальных домогательств в том числе в форме «словесного, невербального или физического поведения сексуального характера, нежелательного для жертвы».
Конвенция подчёркивает необходимость участия средств массовой информации и государств в поисках путей выработки стандартов саморегулирования для ограничения любых форм вербального насилия или пропаганды физического насилия над женщинами. Что подразумевает недопустимость разжигания ненависти по признаку пола, а также любого подстрекательства к насилию в отношении женщин.
,
,
Где заканчивается свобода слова?
Сталкиваясь с примерами сексизма в СМИ и с попытками им противостоять, мы получаем обвинения в желании установить цензуру. А феминисток обвиняют в том, что они не так и не за то ведут борьбу.
17 августа 2016 года на Interfax.ru был опубликован материал, цитировавший заявление председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева: «Надо всех женщин обрезать, чтобы разврата не было на земле, чтобы сексуальность уменьшилась (…) …необходимо снизить сексуальность женщин. Если бы это было применительно ко всем женщинам, это было бы очень хорошо. Женщину Всевышний создал для того, чтобы она рожала детей и их воспитывала. А это [обрезание] не имеет к этому никакого отношения. Женщины от этого не перестают рожать. А вот разврата было бы меньше».
Позднее Бердиев заявил, что это была шутка. Никаких мер за пропаганду и оправдание калечащих операций на женских половых органах по отношению к муфтию предпринято не было.
Сексистский юмор занимает особое место в легитимации насилия над женщинами. Он транслирует негативные стереотипы и предубеждения, насаждает двойные стандарты. Исследования показывают, что к этому приёму чаще прибегают мужчины, негативно настроенные в отношении женщин.
Сексистский юмор — один из способов проявить агрессию, не прибегая к прямым угрозам или оскорблениям. Это помогает агрессорам избежать общественного порицания.
Свобода слова не должна пониматься превратно. Она не распространяется на оскорбления, призывы к дискриминации, насилию и подстрекательствам к ним.
,
1. Декларация принципов поведения журналиста, принятая Международной федерацией журналистов на Втором всемирном конгрессе МФЖ в Бордо 25 — 28 апреля 1954 года.
Пункт 7 этой Декларации гласит: «Журналист должен отдавать себе отчёт в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространённый через СМИ, и должен сделать всё возможное, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических или иных взглядов, национального и социального происхождения».
2. В Пекинской платформе действий, принятой на IV Всемирной конференции ООН по положению женщин (1995), содержится призыв к СМИ и рекламным агентствам разработать «сообразно с принципом свободы волеизъявления руководящие принципы и кодексы профессионального поведения и другие формы саморегулирования в целях содействия презентации нестереотипного образа женщины, а также в отношении искоренения сцен насилия, унижающих достоинство, или порнографических материалов, касающихся женщин».
,
• Вербальное выражение антипатии, выражающееся в неприязненных высказываниях и оскорблениях.
• Избегание контактов с группой лиц, по отношению к которой испытывается неприязнь.
• Дискриминация, проявляющаяся в активных действиях членов группы, в том числе, например, исключение их из некоторых сфер деятельности, лишение возможности обучения, определённых мест проживания и др.
• Проявление актов насилия, выражающихся в физических нападениях на членов определённой группы, осквернении их кладбищ и др.
• Истребление, то есть физическое уничтожение путём суда Линча, погромов, геноцида и др.
,
Следствием сексистской идеологии становится терпимое отношение общества к гендерно-обусловленному насилию, сексуальной объективации, дискриминации в трудовой сфере и образовании, в семейных отношениях.
Задача премии «Сексист года» — обратить внимание общественности на недопустимость распространения сексистских идей в том числе и через средства массовой информации. Для этого мы призываем журналистское сообщество к соблюдению этических и профессиональных стандартов в публикациях, касающихся женщин.
,
,