Более 5 миллионов запросов в «Яндексе» и 13 миллионов просмотров выпусков «Пусть говорят» в интернете. Такими показателями не могут похвастаться крупные расследования или обсуждения законопроектов. И чем больше СМИ обсуждают историю Шурыгиной, тем больше раздувается этот медиапузырь. Из чего же он состоит?
1. Табуированность темы и полярность мнений в обществе
Редакция «Газеты», пожалуй, единственной высказала идею о том, что несмотря на информационную открытость нашего времени, в российском обществе, особенно в глубинке, все еще не принято говорить вслух ни о сексе, ни, тем более, о случаях изнасилования. В этом заслуга не самой героини, а Андрея Малахова и ток-шоу «Пусть говорят», который вскрыл нарыв и заставил высказать вслух всё то, что еще ни разу не обсуждалось настолько масштабно. Сам Малахов в интервью «Медузе» предположил, что Шурыгина могла бы стать символом борьбы за женские права.
На самом деле история вобрала в себя множество подтем, которые, как отмечают журналисты, смогли заставить разговаривать друг с другом различные социальные группы, которые раньше не пересекались в пространстве диалога. Обозреватель «Deutsche Welle» подчеркнул, что для российского обывателя это история исключительно о нравственности.
2. Драматургия инцидента и ситуация травли
Здесь есть все классические элементы сюжета, а главное – герои, которых можно обвинять или которым можно сочувствовать. История бездонна еще и потому, что невозможно узнать, что произошло на самом деле. Именно это, кстати, подтолкнуло ведущего шоу «Дома 2» предположить, что Диана могла бы стать его участницей, когда ей станет 18 лет. Только в этой ситуации, по мнению Влада Кадони, «мы бы всё про этого человека абсолютно поняли».
Журналистам «Московского Комсомольца» сюжет напомнил «пародию на Золушку», в которой привычные ценности перевернулись. «Аргументы и факты» поставили проблему еще жестче: мы сегодня живем ради лайка и не думаем о последствиях. Wonderzine вспомнили о феномене кибертравли и посочувствовали героине.
Ситуация вызывает эмоции, бурные и разные – именно они подливают масла в огонь.
3. Образ самой героини
Журналисты «Ура.ру» восприняли Диану как однозначно положительный персонаж: она показала своим примером, что не надо молчать, что за преступлением должно последовать наказание. Такое понимание к аудитории пришло не сразу, ведь изначальной позицией Андрея Малахова при подготовке шоу было противоположное отношение: осуждённый на 8 лет колонии строго режима Сергей Семёнов и есть настоящая жертва в данной ситуации. Но позже СМИ начали поддерживать мнение о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя оправдать мужчину, который воспользовался ситуацией.
Поведение Шурыгиной во время телешоу, ее высказывания, весь её образ – интересны, вызывают разнообразные впечатления. Если жест человека становится виральным, значит эксплуатация образа этого человека в медиа будет продолжаться.
4. Раскачка в социальных сетях
По сути запустили снежный ком в соцсетях те, кто решил поддержать Сергея Семёнова и добиться альтернативной оценки его поступков (в итоге приговор ему был смягчён). Популярность Шурыгиной, по мнению одних журналистов, заслуга её самой. Другие, как «Лента», считают иначе: привлечение в эфир «Пусть говорят» популярных блогеров, особенно Николая Соболева и Павла Пятницкого, помогли сделать девушку медийным персонажем. Видео «Секс-ловушка: 8 лет тюрьмы за что?» с критикой Шурыгиной принесло Соболеву почти четыре миллиона просмотров и стало вторым по популярности роликом за всю историю его канала на YouTube.
5. Регулярное обновление инфоповодов
Один из новостных агрегаторов выпустил текст о Шурыгиной с замечательным заголовком – «Диана Шурыгина изнасиловала нас всех». Пять выпусков шоу «Пусть говорят» и подписание договора с «Первым каналом», появление мема «на донышке» и рекламной кампании Burger King, фотосъемка для коллекции российского дизайнера, попытка найти разработчика для мобильной игры, сорвавшийся прямой эфир на радио «Комсомольская правда» и опросы читателей – пузырь раздувается ежедневно.
Эксперт «КП» предполагает, что технологии раскрутки истории Шурыгиной сходны с методами организации «цветных революций». «Новая газета», и не только она, обвиняет телевидение в погоне за рейтингами. Обозреватель Life пишет о тесной спайке интернета и телевидения: «Два главных института медиаиндустрии, как два кочегара, подкидывают дрова в паровоз, чтобы он ехал и давал топливо из рейтингов, просмотров и кликов». Но паровоз едет, потому что любое обсуждение – это дрова.
Что поможет остановить его? Ликвидация названных пяти пунктов. Пузырь лопнет, когда:
• все выскажутся,
• пропадёт интрига,
• образ исчерпает себя,
• видеоролики достигнут предельного охвата,
• СМИ перестанут писать.
На этом и ЖУРНАЛИСТ ставит жирную точку.
,