Ави Армоза, выдающийся израильский теле- и New Media-продюсер, основатель компании «Armoza Formats», — одной из лидирующих в области производства и дистрибуции ТВ-форматов, основанной в 2005 году. Окончил Иерусалимский университет. В начале 2000-х Армоза стал вице-президентом по бизнес- и контент-девелопменту компании «Jerusalem Capital Studios» (JCS). С 2004 по 2009 год работал на втором по величине израильском коммерческом телеканале «Channel 10». Еще он является членом Израильского фонда кинематографии (Israel Film Fund).
Основоположник
Ави Армоза положил начало индустрии мобильного контента Израиля (основал компанию «Chooz»), кроме того, он является контент-консультантом мобильного оператора «Orange». К примеру, разработанную его компанией «Armoza Formats» программу «I can do that!» («Я смогу!») купили 85 стран, включая Россию, Германию и США. Главным условием создания успешного формата Ави считает «блестящую идею, которая потом воплощается в реальность с помощью телевидения». Почти 20 лет назад Армоза побывал в России, снял документальный фильм о стране конца 1990-х, а в 2016 году приехал в Москву по приглашению Первого канала. Он провёл мастер-класс, после которого мне и удалось поговорить со знаменитым на весь мир «законодателем форматов».
Знаете, существует большое количество хороших, а иногда и гениальных идей, но их почти невозможно превратить в нормальное телевизионное шоу, начал нашу беседу Ави Армоза. Они не подлежат «экранизации». Кроме того, есть ещё один важный аспект в работе телепродюсера: идея, лежащая в основе формата, должна быть обязательно связана с реальным человеческим интересом, с какой-то очень важной и злободневной проблемой. Настоящий зрительский успех приходит только к тем проектам, которые пронизаны повседневными темами, — любовь, здоровье, работа. При этом мы делаем акцент на том, что объединяет людей во всех странах, хотя и находим какие-то элементы человеческих отношений, характерные только для какой-то конкретной территории.
Как всё-таки создаётся популярный формат? Можете рассказать об этом, что называется, пошагово?
Когда я приступаю к новому проекту, то всегда представляю создание программы в виде некоего дерева, где каждая ветка имеет значение. Конечно, всё начинается с разработки первоначальной идеи — она как семечко, которое породило «ствол» и «крону» будущей передачи. Потом мы переходим к воплощению замысла — снимаем пилот. И если он оказывается успешным, начинаем производить найденный формат. Разумеется, каждый из этапов должен завершаться победой создателей. Ведь как только вы достигаете успеха на одной стадии процесса, то сразу появляется желание идти дальше. Именно так — шаг за шагом — и реализуются удачные идеи. Получившийся продукт обязательно будет замечен и куплен вещателями самых разных стран, если в нём будет то, что присутствует в жизни каждого человека. Успех же ветвится как дерево. А это и есть главная цель хорошего продюсера, который всегда стремится быть на вершине кроны, ведь именно добравшись до неё, вы и зарабатываете больше всего. Причём речь идёт не только о деньгах, но и о куда более важном «капитале» — репутации.
Несколько лет назад «прорыв» вашей страны в плане создания новых сериалов и телешоу удивил всех в мире. Как это у вас получилось?
На самом деле наша компания внешне не такая большая, как вы себе представляете. Да, она базируется в Израиле и фокусируется на производстве и распространении телевизионных форматов. Наш бизнес основывается на творчестве. Мы были первыми, кто вывел форматы за пределы нашей страны, и внезапно все увидели, что в Израиле есть хорошая, качественная телевизионная продукция. Это не заслуга одного дня. И я считаю, что для конечного успеха, о котором я уже говорил, необходимо не только высокое качество продукта, но и продуманный маркетинг, чтобы телепроекты вовремя и правильно были показаны на рынке.
,
,
,
Formagination
Когда вы начинали работать, как это было?
Почти 11 лет назад я приехал на международный рынок форматов MIPTV в Канны. На тот момент у меня было всего два проекта. Но мы потихонечку начали расти. Сейчас в компании — 22 человека и 90 форматов. На сегодняшний день у нас 60 разных проектов по всему миру, которые показывают более 40 территориальных компаний.
Что касается российских партнёров, то они приобрели у вас некоторые форматы. Например, экстремальное шоу «Я смогу!».
Да, эта передача несколько лет шла на канале «Россия 1». Ещё один наш проект — «Посылка» (Package) — купил один из небольших московских каналов. Кроме того, у нас был куплен комедийный сериал «Нечестная игра» (Foul play). Всего в вашей стране приобрели 6–7 проектов компании «Armoza Formats». Российский рынок очень важен для нас.
С ним вы планируете работать и в будущем — делать шоу, документальные фильмы, сериалы?
Конечно! Для этого, собственно, мы сейчас и приехали. Каждый день ведём переговоры с разными телеканалами. Я думаю, что современное телевидение нуждается в корпоративности и сотрудничестве в создании шоу и фильмов. Вот почему мы ищем партнёрство на русском рынке. К нам довольно часто обращаются продюсеры из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов, приносят новые проекты по созданию шоу. Мы их рассматриваем, поскольку всегда открыты для свежих, нестандартных идей.
Пока вы в Москве, смотрите российское ТВ?
Честно говоря, изредка. Только поздними вечерами или утром, перед выходом из гостиницы.
,
,
Аспекты
От чего вообще зависит успех того или иного формата? Например, ваше шоу «Восходящая звезда» (The Rising Star) в России шло под названием «Артист» и не было успешным.
Все надеялись, что оно будет успешным, но не получилось. Разве что в паре стран — в Аргентине и ещё где-то. Так что Россия — не исключение. Почему так произошло? Когда работаешь над проектом, где люди поют, необходимо создать мощный эмоциональный эффект, как, например, в шоу «Голос». Там есть один уникальный элемент — поворот кресла. Это очень мощно. В нашем шоу экран был подобным элементом. Но «Голос» имеет ещё один удачный фактор — человеческий, с изменением ролей. Когда исполнитель поёт, он как бы просит, умоляет наставников повернуться, то есть выбрать его. А когда они повернулись и начинают за него борьбу, выбирает уже он. Это очень сильный элемент, которого не было в «Восходящей звезде», и оно стало очередным песенным шоу. А чтобы такой проект считался успешным, он должен с высокими рейтингами идти четыре, пять, шесть лет.
А что ещё важно при реализации свежих форматов?
Когда запускается новое шоу, лучше чтобы это происходило в сотрудничестве производителя и вещателя, чтобы обе стороны могли работать на успех. Каждому шоу нужно дать время занять своё место на телевизионной карте — оно не обязательно станет хитом с первого дня.
,
,
Интерактивность
На своём мастер-классе вы рассказывали о будущем телевидения, а на октябрьском рынке контента MIPCOM в Каннах говорили о том, что времена, когда были популярны шоу талантов и героев, уходят в прошлое. Сейчас на первом плане программы, которые помогают общаться, спасают человека от одиночества в эпоху всевозможных гаджетов. Что вы думаете по этому поводу?
Телевидение меняется. В том числе и как индустрия. И каналы, и онлайн-платформы пробуют себя в новых видах подачи историй, ищут пути, как донести смыслы, увлечь и развлечь своих пользователей. Тем более что довольно значительная часть аудитории активно пользуется гаджетами. И конечно, в такой ситуации один из путей развития и одно из востребованных новшеств — это интерактивность, возможность взаимодействия со зрителем. И одно из этих решений — ещё больше программ, где это возможно.
Как вы думаете, в будущем люди будут смотреть больше сериалы или шоу?
Телевидение работает по принципу круга. Иногда наверху телешоу, иногда — сериалы. Нужно создавать баланс. В конце концов, это всегда бизнес — то, каким способом рассказывать историю. Хороший сценарий важен как для драматического сериала, так и для реалити-шоу. Сейчас на высоте сериалы, но вскоре всё может поменяться.
,
,
,
Всё время в поиске
Вы сами любите сериалы? Каким отдаёте предпочтение?
Я смотрю их довольно часто. И считаю, что самый сильный — «Карточный домик». Телевидение должно быть свежим, мощным и рассказывать историю эффективным путём. Важны характеры, съёмки, диалоги. И в этом сериале есть всё, что зритель ожидает от хорошего телепродукта. Также очень хорошо, когда много неожиданностей и сюжет абсолютно непредсказуем. Например, когда главный герой, полюбившийся зрителю, вдруг погибает, и это шок, но история продолжается.
Планируете ли вы работать с аудиторией геймеров? Сейчас многие телепроизводители ориентируются на них.
Думаю, что контент для геймеров также будет интерактивным. Он просто не может быть каким-то другим. Что касается нас, то мы создаём своего рода контент-бренд. И он будет существовать и на телевидении, и в компьютерах, и на мобильных устройствах. То есть будет возможность взаимодействия на всех современных платформах. ТВ — лишь одна из них.
Каковы планы вашей компании? Может, раскроете какие-нибудь секреты?
Мы живём в интересное время — революционное для телевидения. Оно постоянно меняется. И нам нужно успевать изменять наше творчество, то есть быть сильными «креативщиками», поскольку нам бы хотелось играть серьёзную роль в этом бизнесе. Так что мы всегда ищем новые пути и места развития. Например, Китай — сейчас очень популярная ниша для расширения. И у нас есть планы по совместной работе. Так что мы фокусируемся на развитии новых проектов и осваивании новых территорий.
А по поводу новых форматов?
Кто-то сравнил телевизионный бизнес с миром моды. Он также никогда не останавливается, все время в поиске, в том числе и рынков сбыта, потому что клиент (в нашем случае зритель) всегда хочет видеть новое. Каталог должен постоянно пополняться, и этот процесс никогда не будет заканчиваться.
Помнится, на последнем телерынке вы как раз и представляли формат о моде…
Именно так! Это был проект «Пышная супермодель» (Curvy Supermodel). Наша компания занимается дистрибуцией. Очень современное шоу, основная идея которого такова: чтобы быть привлекательной и красивой, женщине не нужно голодать до изнеможения. В этом шоу очень сильный социальный месседж, актуальный для современного общества. И здесь я возвращаюсь к тому, с чего начинал беседу с вами: если телевизионный проект основан на том, что волнует буквально каждого зрителя, считайте, что вы сорвали большой куш!
,