Профессия находится в стадии трансформации — нестабильности и неопределённости. Эта трансформация размывает сообщество, его ценности. Отсюда довольно много противоречий в картине мира журналиста. Когда журналисты рассказывают о типичном жителе России, они используют данные массовых социологических опросов. Но когда речь заходит о типичном журналисте — трудно найти подобные исследования. Почти все оценки — результат личного опыта и наблюдений. Поэтому фонд «Медиастандарт» и задался целью массового опроса журналистов в России.
В первую очередь наше исследование показывает, что главная характеристика российского журналиста — это не формальный статус или образование, а знание и соблюдение этических норм, ценностей сообщества. Российский журналист скептичен. Уровень неодобрения ко всем общественным институтам от власти до оппозиции и бизнеса, по сравнению с аналогичными опросами всего населения страны, среди журналистов выше как минимум в два раза. Наконец, задачей журналистики подавляющая часть респондентов считает информирование и просвещение, а не пропаганду. Но стоит перейти от теории к практике, всё начинает работать иначе. Поэтому журналисты должны учиться работать в другом темпе, новых форматах, получать новые навыки и ориентироваться на новые модели монетизации.
Между тем главное разделение мнений — вопрос свободы и независимости в работе. У большинства ощущение от собственной работы и мнение о ситуации в сообществе удивительным образом расходятся. Так, 81% считают, что работа журналистов в России скорее несвободна и несамостоятельна, 77% — дискредитирована и не пользуется доверием общества. Но как только журналисты говорят именно о собственной работе (а не в целом о профессии), оценки меняются на противоположные. Что в их работе много самостоятельности и свободы, уверенно отмечают 60% опрошенных (противоположное мнение — у 10%, остальные поставили средние оценки).
Диссонанс восприятия своего положения в профессии и ситуации во всём сообществе означает, что либо журналисты приукрашивают свою реальность, либо поддаются сформированным средой мифам. Например, в оценках благосостояния россияне своё собственное материальное положение оценивают существенно лучше, чем положение страны в целом. Вопрос: что именно является мифом: оценки своего положения или всего сообщества?