Арсений Ашомко, CEO компании Tigermilk Media – изобретатель термина «мультиканальные медиа» – начало года решил посвятить старым долгам и опубликовал краткую историю отечественных пабликов.
Многие из выводов сделаны еще в период 2013-2014 годов, но теперь Арсений может сказать: «за прошедшие три года революции не было, а вот эволюция совершенно чётко пошла по тому пути, который здесь описан». Автор проанонсировал свежие цифры по теме в феврале, а «Журналист» пересказывает для вас ключевые тезисы из восьми глав увлекательного блога.
Что это?
«Паблик» — это историческое название одного из форматов присутствия во «ВКонтакте». Однако называть все существующие проекты «пабликами» — это такое же упрощение, как называть Facebook просто «сайтом». Ашомко предлагает слово «проект», однако «паблик» прочно вошел в обиход медийщиков и их аудитории.
Всего две вещи отличают «паблик» от других форм распространения контента. Первая — формат присоединения. В группы всегда надо было «вступать», а в случае с публичными страницами достаточно «подписаться». Вторая — заметность подписки, то есть, в конечном счёте, виральность.
Прослеживая историю первых групп «ВКонтакте» (а затем в «Одноклассниках», «Моем мире» и даже приложениях для мобильных телефонов), Ашомко уводит читателя в те «первобытные» времена, когда сообщества создавались «по приколу», а не ради монетизации. У перехода пабликов из хаоса в бизнес есть три причины: введение микроблога, инструменты «дополненной виральности» (лайки, репосты и комментарии), новостная лента как «домашняя» страница сети.
К чему это привело?
В январе 2017 года мы действительно стоим перед лицом нового сегмента в медиа индустрии: в Vk.com на данный момент порядковые номера публичных страниц приближаются к 140 миллионам. Во ВКонтакте около 20 000 «пабликов» численностью свыше 30 000 подписчиков. Это новая медийная сила, но не только по количеству, но и по характеру изменений в медиа пространстве.
На смену блогерам-тысячникам нулевых потихоньку пришли новые — микроблогеры-миллионщики. Ежемесячная аудитория резонансных пабликов доходила до 18-20 миллионов человек, что сопоставимо только с крупнейшими американскими СМИ. Появилась новая сфера профессиональной деятельности – администрирование пабликов. А социальные сети превратились в социальный лифт для разработчиков и креативных гуманитариев.
Где деньги?
Основная задача современного паблика – это доставка контента прямо в ленту подписчика, в удобном для потребления здесь и сейчас виде. Сформировались и свои способы монетизации. Основных два: публикация брендированного контента и репосты исходных публикаций бренд-страницы. К ним добавились CPC/CPA («партнёрки»), Product placement и спецпроекты.
Прогноз Арсения Ашомко основан на предыдущем развитии социальных сетей – от стартаповской романтики владельцы пабликов перейдут (точнее уже перешли) к прагматичному бизнес-планированию. А значит этот сегмент ждут слияния и поглощения, эволюция контентных технологий и усиление позиций на рекламном рынке.
Куда дальше?
«Очевидно, что для нескольких десятков проектов из нескольких сотен страниц сетей – это не просто хобби. Это Дело, которое пользуется популярностью у миллионов людей. Для них сообщество той или иной социальной сети — это лишь ступень эволюции их медийного проекта. Для них паблики — это только начало».
С большинством приведённых заключений Ашомко согласен и сейчас, о чем написал на своей странице в Facebook. «Разве что ошибся с тем, какую именно позицию займёт мобайл: для мультиканальных медиа он весь растворяется в приложениях платформ, на которых они работают, а вот самостоятельные приложения – удел умных веб-проектов».
Фото: скриншот с vk.com