Заканчивается Год российского кино. Но ярких премьер, как и полноценных ретроспектив отечественной киноклассики, зрители так и не дождались. Зато прошедший год ознаменовался настоящим сериальным бумом отечественного производства. По самым скромным подсчётам, 2016 год принёс в копилку российского «телемыла» от 110 до 150 сериальных премьер.
Тематическое и жанровое наполнение сериального контента имело очевидную тягу к стагнации. Всё так же бушевали «ментовские войны» и раскрывались «тайны следствия» на «улицах разбитых фонарей» по всем основным телеканалам. И если раньше упрёки в тематической криминализации эфира вполне справедливо направлялись в адрес основательно пожелтевшего НТВ, то теперь сей упрёк по праву делят остальные федеральные «собратья» по эфиру. Но 2016 год привнёс ещё одну форматную моду — переснимать прежние фильмы на новый лад (самый наглядный пример — «Следователь Тихонов»). А чтобы смысл дошёл до зрителя на все сто процентов, то выпускать в эфир на конкурирующих каналах два идентичных сериала про героическую женщину-милиционера, к тому же скопированных с зарубежного образца («Ищейка» и «Московская борзая»).
Телеэкран продолжал вторжение в личную жизнь ушедших «звёзд» с помощью сериалов так же, как прежде это делали псевдобиографические программы вроде «Женских историй». В 2016 году персонажами сериального кино и иных эфирных проектов стали дрессировщица Маргарита Назарова, манекенщица Регина Збарская, певец Валерий Ободзинский. Весь год телеэкран вовсю продолжал ностальгировать об ушедшей эпохе с помощью детективов («Шакал», «Семейное счастье»), чтобы финишировать абсолютно, на мой взгляд, беспомощной, лживой и напыщенной «Таинственной страстью».
Наверное, не стоило бы уделять столь подробное внимание сериальному сегменту, если бы на иных тематических и жанровых направлениях были достигнуты существенные прорывы и зрители увидели бы новые оригинальные передачи и лица. Здесь продюсерам всё же удалось преподнести мини-сюрпризы в лице Рамзана Кадырова и Сергея Шнурова, ставших лицами «России 1» и Первого канала. А в остальном старая гвардия продолжает изо всех сил поддерживать интерес зрителей. В ход вновь идут юные таланты и уникумы («Синяя птица», «Удивительные люди», «Лучше всех»).
Складывается впечатление, что, если смотреть только телевизор, в нашей стране все только тем и заняты, что готовятся дебютировать на телеэкране. Или же озабочены квартирным вопросом, косметикой, здоровьем, путешествиями и едой, а ещё и модными вещами. В таких увлечениях нет ничего зазорного. Но почему-то иные сферы деятельности наших соотечественников мы видим не так часто.
К сожалению, создание телеканала «Матч ТВ» лишь усугубило те проблемы, которые стояли перед спортивной тележурналистикой и не внушали оптимизма. Хорошо ещё, что в 2016 году случилось футбольное Евро и Олимпиада в Рио, это хотя бы как-то разнообразило монотонно-футбольный эфир
на «Матче».
Непомерное увеличение количества политизированных ток-шоу — вполне объяснимая тенденция 2016 года. Беда не в том, что разговоров о политике в телеэфире стало в 2016-м больше, чем прежде. Беда в том, что эти самые разговоры на разных каналах ведут одни и те же приглашённые эксперты, гости и спикеры, кочующие из программы в программу.
,
,
Некоторые из них (вроде американского журналиста Майкла Бома) стали почти членами многих российских семей, «входя в их дом без стука» с экрана телевизоров.
И всё же в уходящем году были вещи, истинные, радующие своей глубиной, уважением к родной истории и памяти. Как всегда, наши телеканалы были на высоте в дни праздников и более всего — 9 мая и 7 ноября, вспомним легендарный парад 1941 года на Красной площади. А то, что в День народного единства миллионы телезрителей смогли увидеть новую, яркую версию «Войны и мира», напоминает о том, что грядёт год 2017-й, который будет не только Годом экологии, но и (как надеются многие) Годом единения российской нации. И отечественное телевидение может и должно сыграть в этом позитивную и просветительскую роль.