Наблюдаю за детьми. В разгар интересной игры вдруг раздаётся: «А давайте, как будто…» Все перестраиваются, увлекаются новыми условиями и радуются игре. Через некоторое время история повторяется. Я задумываюсь. Почему и зачем они так делают? Предложение возникает, когда игра надоедает, тогда утрачивается смысл однообразных действий. Новые условия ставят новые задачи и диктуют поиск их решений. Так раз за разом познаётся мир, законы общения, свои возможности. Иногда можно услышать: «Да, ну зачем?» Зачем начинать игру сначала, если ещё не утрачен смысл? Играющим детям не скучно.
А во взрослой жизни? Да, всё так же! Ну, почти так же… Во взрослой жизни значительно больше автоматизма. Мы не исследуем мир и себя, а живём в состоянии «я про это уже всё знаю». Именно автоматизмы удерживают вас в старых привычках, часто приводят к результатам во всех сферах жизни, которые не удовлетворяют.
Некоторым может показаться, что в навыке замечать свои эмоции нет ничего особенного, что все так могут. Но, к сожалению, это заблуждение.
Мой собственный опыт показывает, что, когда я привношу больше внимания в область своих эмоций, я получаю все больше позитивных результатов на практике. Потому что, только заметив свою первичную реакцию, я могу «включить голову» и изменить привычную стратегию поведения на содержащую смысл.
Что порождает смысл? Он связан с вопросами, которые мы задаём.
Наблюдаю за детьми. В разгар интересной игры вдруг раздаётся: «А давайте, как будто…» Все перестраиваются, увлекаются новыми условиями и радуются игре. Через некоторое время история повторяется. Я задумываюсь. Почему и зачем они так делают? Предложение возникает, когда игра надоедает, тогда утрачивается смысл однообразных действий. Новые условия ставят новые задачи и диктуют поиск их решений. Так раз за разом познаётся мир, законы общения, свои возможности. Иногда можно услышать: «Да, ну зачем?» Зачем начинать игру сначала, если ещё не утрачен смысл? Играющим детям не скучно.
А во взрослой жизни? Да, всё так же! Ну, почти так же… Во взрослой жизни значительно больше автоматизма. Мы не исследуем мир и себя, а живём в состоянии «я про это уже всё знаю». Именно автоматизмы удерживают вас в старых привычках, часто приводят к результатам во всех сферах жизни, которые не удовлетворяют.
Некоторым может показаться, что в навыке замечать свои эмоции нет ничего особенного, что все так могут. Но, к сожалению, это заблуждение.
Мой собственный опыт показывает, что, когда я привношу больше внимания в область своих эмоций, я получаю все больше позитивных результатов на практике. Потому что, только заметив свою первичную реакцию, я могу «включить голову» и изменить привычную стратегию поведения на содержащую смысл.
Что порождает смысл? Он связан с вопросами, которые мы задаём.
Что? – знание предметное,
Где? – знание топографическое,
Когда? – знание хронографическое,
Почему? – знание причинное,
Как? – знание технологическое.
Зачем, для какой цели? – знание теологическое
Если на шестой вопрос нет ответа, то все предыдущие вопросы напрасны.
Я попрошу вас прямо сейчас поднять и опустить руку. Ещё раз поднять и опустить. И ещё, и ещё, и ещё…
Возможно, вы заметите, что после многократного повторения испытываете досаду, раздражение, злость или апатию. Эти реакции возникают тогда, когда мы делаем что-то, смысл чего не понимаем. Многие ждут, что смыслы придут вместе с задачами — от руководства, от заказчиков, от коллег. Но такое ожидание редко оправдывается. Смыслы нужно искать свои! А поможет в этом «пирамида внимания».
,
,
Основание пирамиды – это факты, или «фактическая реальность», в которой мы находимся. Это весь событийный ряд, слова, поступки окружающих, действия. И внимание часто находится именно здесь. Но, если мы хотим быть эффективными, необходимо внимание направить выше и увидеть, какой результат мы хотим получить. И тогда в пирамиде внимания появляется новый уровень – уровень задач. Какой результат я хочу? При всёй банальности эта фраза заставляет нас очень быстро пересмотреть стратегию и тактику поведения. Вернитесь к упражнению с подниманием руки. Вы послушны, исполнительны, терпеливы. Проследите за динамикой настроения. Какие изменения?
Следующий уровень, на чём мы можем наше внимание концентрировать, – уровень целей. Могу ли я что-то получить, выполняя бессмысленное поднимание руки? Как вариант –усиление мышцы. Так мы поднялись на вершину пирамиды и нашли собственный смысл! В этом случае поднимать руку будет легко и даже весело! Возникает новый, совершенно конкретный перечень действий, приносящих радость.
Многие думают, что находиться можно только на одном этаже пирамиды: либо я занимаюсь текучкой, либо витаю в целях и смыслах. Это самообман. Я приведу один пример, который можно легко переложить на все аспекты жизни. Ребёнок поранил пальчик. Факт ужасен, суета, нервы, слёзы. Если вспомнить цель воспитания самостоятельности у ребёнка, то, возможно, вы найдёте в себе силы и попросите его подержать пластырь или обсудите, чем лучше помазать и зачем это надо делать. Ваши действия обретут смысл, успокоят, а ребёнок воспримет ситуацию как урок.
Что для вас в целом в жизни важно? И как конкретные события и факты вашего дня работают на вас? Если вы уделите достаточно внимания эмоциям, как это делают дети, вы увидите, как ваше эмоциональное состояние связано с образом мыслей и со стратегиями действий.
,