ШОУфикация всей страны

На Первом канале начался «суперсезон» главного шоу страны «Голос» (именно так называет этот проект ведущий Дмитрий Нагиев). Каждую пятницу двухчасовой концерт исполнителей, жаждущих славы, собирает у телеэкранов чуть ли не всю страну. Ещё один «суперпроект» Первого, который тоже пользуется успехом у зрителей, – шоу перевоплощений «Точь-в-точь». Плюс к этому «Ледниковый период», «Вечерний Ургант», «МаксимМаксим».

«Россия 1» не собирается отставать, а потому в её эфире значатся «Аншлаг и компания», «Субботний вечер», «Смеяться разрешается», не говоря уже о «Смехопанораме», «Кривом зеркале» и прочих передачах типа «Сто к одному». Та же картина (вернее, «картинка») наблюдается и на НТВ, ТНТ, СТС. Создаётся впечатление, что прямо на наших глазах происходит ШОУфикация всей страны, которая призвана отвлечь миллионы телезрителей от насущных проблем, вызванных экономическим кризисом. Понятно, что за этим роскошным фасадом вряд ли можно разглядеть жизнь обычного человека со всеми его заботами. Причём деньги на дорогостоящие проекты у телекомпаний находятся, а вот на создание глубоких и качественных общественно-просветительских проектов средств, похоже, нет.

Примечательно, что информационно-аналитические программы на отечественном ТВ тоже превратились в своеобразные шоу. В них желаемое выдаётся за действительное, а потому понять, где скрывается правда, среднестатистические зрители (к ним я причисляю и себя) не в состоянии. В этом смысле весьма выигрышное положение занимает канал Euronews – он чаще всего говорит о том, чего не увидишь ни на Первом, ни на «России», ни на НТВ. Конечно, здесь тоже чувствуется политическая ангажированность – всё-таки Euronews вещает из французского Лиона, финансируется ЕС, а значит, излагает зрителям его точку зрения на те или иные события. И всё же этот канал хотя бы пытается создать некое подобие объективного взгляда на то, что происходит в мире.

Поэтому почти весь октябрь я предпочитал смотреть новости либо на Euronews, либо нигде… «Дождь» – не в счёт. Там крен в другую сторону, и тоже без всякой меры… А вообще, краткая характеристика практически всех еженедельных итоговых программ выглядит так: везде одинаково, а потому скучно. Темы освещаются одни и те же. Показательно, что почти во всех информационно-аналитических программах присутствуют так называемые политологи. Они разъясняют зрителям суть событий. Когда я слушаю «комментарии» от вальяжных директоров каких-то институтов глобальных проблем и стратегических исследований (их развелось просто немыслимое количество), то у меня возникает мысль, что политологом может стать каждый из нас. Ведь зачастую все эти «специалисты» несут редкостную чушь или глубокомысленно изрекают какие-то банальности. Собственно, это тоже шоу, но только на другом уровне. Поймите меня правильно: я не против политологов, но мне хочется, чтобы они толковали события глубоко и всесторонне, чтобы я, увидев и услышав разъяснение эксперта, понял, как нужно трактовать ту или иную новость. И чем она может обернуться как для меня лично, так и для всех моих близких (я уж не говорю о стране в целом).

Если же говорить о лучших передачах минувшего месяца, то здесь безусловный лидер – программа «Познер». Она выгодно отличается от дружного хора информационно-аналитических проектов. Новый сезон этой передачи начался 3 октября в полночь, когда в гости к Владимиру Владимировичу пожаловали президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф. Слушать его было интересно. Владимир Познер задавал правильные вопросы, на которые Герман Греф отвечал долго и основательно. Не менее интересными были выпуски «Познера», в которых «допрашивались» председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий и музыкант, телеведущий, шоумен Сергей Шнуров. Словом, Владимир Познер по-прежнему находится в блестящей форме, что и подтверждает практически каждый эфир «Познера».

Вторую позицию рейтинга я отдаю Вадиму Глускеру с его фильмом «Мировая закулиса. Секты» (НТВ, 15 октября, 16:20). Здесь известный репортёр пытается разобраться в том, как уберечь себя и близких от опасного влияния всевозможных сект. Для этого Вадим Глускер отправился в большое путешествие. Сначала в США, где в Санта-Монике находится самая внушительная кришнаитская община, а в Лос-Анджелесе работает настоящая киностудия, принадлежащая сайентологам. Потом журналист прилетел в Италию, где действуют специальные полицейские подразделения «Антисекта». Затем Вадим Глускер и его съёмочная группа приехали в Канаду, где встретились с бывшим сайентологом Джерри Армстронгом. Всё это хорошо снято и смонтировано, а потому смотрится с интересом. К тому же Вадим сумел избежать нудных увещеваний и сухой назидательности в репликах, которые произносит в кадре и вне его.

А замыкает призовую тройку документальная лента Ольги Высоцкой «Павел Чухрай. Всё переходит в кино», которая демонстрировалась на канале «Культура» (14 октября, 22:00). Эта картина была сделана к юбилею режиссёра и, естественно, рассказывает о его жизненном пути. В итоге получился весьма динамичный биографический репортаж, в котором главный герой размышляет о профессии, о своей семье, о фильмах, которые он создавал. Монологи Павла Чухрая интересны не только сами по себе, но и тем, что в них отображён взгляд на мир умудрённого опытом художника, создавшего такие сильные ленты, как «Вор», «Водитель для Веры», «Дети из бездны», «Запомните меня такой…»

,

В коллаже Алексея Баранова использовано Фото Alan Bailey/shutterstock.com