Необходимость радикальных перемен осознали почти все газетные бренды, кто, помимо выживания ради выживания, думает еще и о стратегии развития. Даже те районки, которые финансируют из муниципальных бюджетов, пусть еще не в массовом порядке, но стали активнее бороться за аудиторию. Они занимаются спецпроектами, осваивают интернет-пространство, устраивают какие-то акции. Не забывают и о редизайне. Понимают: читатель встречает по одёжке, причем зачастую один раз.
Ты увидишь, он бескрайний
На первый взгляд, история общественно-политического еженедельника «Северный луч» довольно типична для бюджетной районной газеты: выход трижды в неделю неплохим тиражом в советское время; плавный переход на еженедельный график, уменьшенный формат и увеличенную полосность с существенным сокращением тиража в 1990-е годы; и вплоть до нынешних грозных времен тихое, мирное существование с регулярным подтягиванием поясов и оглядкой на учредителя.
В чём нюанс, причем существенный, можно легко догадаться, отыскав на карте России адрес редакции этого средства массовой информации. «Когда в конце 1978 года Тюменский обкомом КПСС создал газету, её главной задачей было освещение интенсивного освоения и развития тюменского севера, в первую очередь геологии и всего, что с этим связано, – рассказывает главный редактор «Северного луча» Евгения Куприенко. – Соответственно, аудиторией издания были геологи, строители, прибывающее население в новых городах и посёлках. Сегодня же основные читатели – старожилы и ветераны района, работники муниципальных и бюджетных учреждений».
Географическое положение Тарко-Сале сгущает и без того мрачные краски, которыми рисуется нынешнее состояние печатных СМИ. Например, довольно остро стоит кадровая проблема. Журналистский коллектив «Северного луча» – это тринадцать сотрудников (включая заместителя главного редактора по творческой работе, ответственного секретаря и четырёх редакторов отделов). В издательско-полиграфическом подразделении (газета печатается на редакционном электронно-офсетном комплексе) трудятся пять операторов набора и вёрстки, шесть печатников, оператор цветоделения и два дизайнера. По словам Евгении Куприенко, и для творческого коллектива, и для полиграфического – кадровый вопрос актуален постоянно: «сказывается специфика северных поселений: малая плотность населения, удалённость».
Но главная проблема издания – это тираж. Возможно, средний тираж в
Необходимость радикальных перемен осознали почти все газетные бренды, кто, помимо выживания ради выживания, думает еще и о стратегии развития. Даже те районки, которые финансируют из муниципальных бюджетов, пусть еще не в массовом порядке, но стали активнее бороться за аудиторию. Они занимаются спецпроектами, осваивают интернет-пространство, устраивают какие-то акции. Не забывают и о редизайне. Понимают: читатель встречает по одёжке, причем зачастую один раз.
Ты увидишь, он бескрайний
На первый взгляд, история общественно-политического еженедельника «Северный луч» довольно типична для бюджетной районной газеты: выход трижды в неделю неплохим тиражом в советское время; плавный переход на еженедельный график, уменьшенный формат и увеличенную полосность с существенным сокращением тиража в 1990-е годы; и вплоть до нынешних грозных времен тихое, мирное существование с регулярным подтягиванием поясов и оглядкой на учредителя.
В чём нюанс, причем существенный, можно легко догадаться, отыскав на карте России адрес редакции этого средства массовой информации. «Когда в конце 1978 года Тюменский обкомом КПСС создал газету, её главной задачей было освещение интенсивного освоения и развития тюменского севера, в первую очередь геологии и всего, что с этим связано, – рассказывает главный редактор «Северного луча» Евгения Куприенко. – Соответственно, аудиторией издания были геологи, строители, прибывающее население в новых городах и посёлках. Сегодня же основные читатели – старожилы и ветераны района, работники муниципальных и бюджетных учреждений».
Географическое положение Тарко-Сале сгущает и без того мрачные краски, которыми рисуется нынешнее состояние печатных СМИ. Например, довольно остро стоит кадровая проблема. Журналистский коллектив «Северного луча» – это тринадцать сотрудников (включая заместителя главного редактора по творческой работе, ответственного секретаря и четырёх редакторов отделов). В издательско-полиграфическом подразделении (газета печатается на редакционном электронно-офсетном комплексе) трудятся пять операторов набора и вёрстки, шесть печатников, оператор цветоделения и два дизайнера. По словам Евгении Куприенко, и для творческого коллектива, и для полиграфического – кадровый вопрос актуален постоянно: «сказывается специфика северных поселений: малая плотность населения, удалённость».
Но главная проблема издания – это тираж. Возможно, средний тираж в 2 тыс. экземпляров – не самые страшные цифры. И кто-то даже может возразить, что по нынешним временам для города с населением чуть более 20 тыс. человек такой показатель весьма неплох. Однако куда неприятнее то, что тираж конкретного номера зависит от времени года: летом он сокращается с 2–2,5 тыс. до 1,5 тыс. экземпляров. «Значительное сокращение тиража происходит в сезон летних отпусков, а у северян отпуска длинные, – поясняет Евгения Куприенко. – Плюс ко всему в этом году проблема усугубилась из-за значительного сокращения количества торговых точек». Кроме подписки через «Почту России», газета распространяется редакционной подпиской, а также через торговые точки поселений района. И именно последний способ распространения в редакции считают наиболее эффективным, потому что свежие номера доставляются в магазины шаговой доступности.
К решению вопроса удержания/повышения тиража подошли комплексно. Помимо работы по привлечению внимания к публикациям в газете через сайт и соцсети, активного участия журналистов в различных общественных и культурных инициативах, редакция решилась на обновление макета. «Контингент читателей существенно «состарился», и назрела необходимость привлечь более молодую аудиторию, – говорит Евгения Куприенко. – В том числе и актуальным дизайном».
,
,
Инфографика и всё-всё-всё
Обычно небольшие СМИ проводят редизайн своими силами либо нанимают разработчиков нового макета, нередко обращаясь за помощью в ту или иную отраслевую организацию. Редакция «Северного луча» пошла по второму пути, помимо разработки дизайна оригинал-макета, заказав проведение семинаров по повышению профессионального мастерства своих сотрудников. Так, редакция познакомилась с дизайнером службы интернет-проектов АО ИД «Комсомольская правда» Наилем Валиулиным, который занимается в «Комсомолке» прежде всего инфографикой для газеты, сайта и социальных сетей, а также дизайном и вёрсткой спецпроектов.
«Работа с редакцией газеты «Северный луч» была для меня глотком свежего воздуха. Подготовка к командировке дала мне возможность переосмыслить свою работу, систематизировать накопленный опыт и поделиться знаниями с коллегами из Тарко-Сале, – вспоминает Наиль Валиулин. – В первую очередь я ехал проконсультировать местных сотрудников по одной теме – инфографике».
В итоге в ходе семинаров редакция познакомилась с новыми возможностями подачи и «упаковки» материалов, уяснила правила работы со статистикой, иллюстрациями, видео- и аудиоматериалами и даже освоила новое программное обеспечение. И конечно, достаточно подробно изучила основы инфографики: от алгоритма подготовки и сценарного плана до дизайнерских решений и вёрстки, включая разбор хрестоматийных приёмов и типичных ошибок.
«В запасе была всего пара дней, поэтому мы сразу взялись за дело. А именно – вёрстку газеты в новом макете, – рассказывает Наиль Валиулин. – С командой верстальщиков мы сделали два важных шага: во-первых, мы перешли на работу в современном редакторе InDesign, а во-вторых, освоили новый макет, который адаптировали на ходу в реалиях работы редакции. Не забыли и про инфографику. С верстальщиками мы отработали создание простой и оперативной графики. А с дизайнерами полиграфии готовили в номер более сложную инфографику. Схемы были приняты редколлегией и стали украшать газету». Наиль Валиулин подчёркивает, что коллектив прекрасно понимал необходимость обновления, а потому охотно воспринимал получаемую информацию. «Конечно, были и споры, но мы всегда приходили к единому решению», – улыбается он.
Евгения Куприенко признаётся, что творчески-образовательный процесс редакции действительно пришелся по душе: «С Наилем работать было интересно. Он познакомил нас с основными функциями InDеsign. Дизайнеров научил сложной инфографике. Редактору отдела информационной технологии показал на конкретном примере, как делать лонгрид. Рассказал об особенностях продвижения сайта и газеты через социальные сети».
Хотя, замечает Евгения, возникали и сложности: «Разработка нового макета затянулась, и мы получили варианты макета всего за день до приезда преподавателя. У нас не было достаточно времени для того, чтобы изучить их и понять, какой вариант нам подходит. А так как в программе InDеsign вёрстка до этого не работала, необходимость одновременно учиться, внедрять новый дизайн и выпускать номер вызвала большие затруднения».
,
,
Не одним дизайном едины
В редакции газеты «Северный луч» главными преимуществами нового макета называют его мобильность, интерактивность, а также расширенные возможности при работе с фотографиями и другими элементами визуализации.
При этом Наиль Валиулин считает ошибкой в принципе называть старый дизайн плохим: «Дело в функционале. Данный макет перестал отвечать требованиям сегодняшнего дня. Назрела необходимость в добавлении новых форматов и форм. В новом макете мы воплотили эти функции, он стал более динамичным и информативным при том же объёме полос. Длинные тексты уступили место более дробной подаче информации».
Оценивать эффективность обновлённой газеты Евгения Куприенко не спешит: «Об этом говорить ещё рано. Да, к сожалению, редизайн пока положительно не сказался на тираже. Но зато посещаемость сайта выросла за счёт активности в социальных сетях».
«Редизайн не заканчивается на дизайне самой газеты, – подчёркивает Наиль Валиулин. – Мы наладили работу с контентом на сайте и в группах издания в популярных соцсетях, а также освоили новые форматы. После перехода на новый макет газеты журналисты забеспокоились, как публиковать большие тексты, которые трудно поддаются сокращению из-за обилия информации. Выход – формат лонгрида, длинных мультимедийных историй».
,
,
Наиль продолжает наблюдать за развитием газеты «Северный луч» и сегодня: «Я очень рад тому, что издание активно развивается в интернете, а группы в соцсетях наполнились новостями, графиками, опросами, новыми проектами и обсуждениями».
Подводя итоги проделанной работы, Евгения Куприенко советует коллегам, которые собираются приобрести аналогичный опыт, обращать особое внимание на степень проработки макета: «Больше внимания следует уделять именно подготовительному этапу. Наш макет был «сырым», и в течение определённого времени мы самостоятельно занимались его доработкой». Тем не менее, замечает Евгения, вдумчивая работа над редизайном отлично сплачивает и мобилизует коллектив. Что, как показывает практика, не менее (а порой даже более) ценно, чем грамотно выстроенная стратегия и тщательно проработанный бизнес-план.
,
Общественно-политическая газета «Северный луч» (Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале) издается с 1 января 1979 года. С 1994 года газета выходит один раз в неделю тиражом от 1500 до 2500 экземпляров. Учредитель СМИ – администрация МО Пуровский район. В 2007–2009, 2011–2012, 2014 годах у газеты был знак отличия «Золотой фонд прессы России».
,