Первый канал в течение трех часов показывал концерт Земфиры, на «Культуре» дебютировала документальная лента «Павел Чухрай. Всё переходит в фильмы», а НТВ провёл расследование, получившее название «Мировая закулиса. Секты». Кроме того, в новостных выпусках можно было увидеть оперативные репортажи об открытии памятника Ивану Грозному в Орле и присуждении Нобелевской премии по литературе американскому музыканту и поэту Бобу Дилану. Примечательно, что обе темы вызвали бурное обсуждение в социальных сетях. Многие активные «фейсбукеры» и «твиттеристы» возмутились, что душегубу и убийце царю Иоанну воздвигли внушительный монумент. Они требовали снести скульптуру. Разумеется, в сети нашлись и горячие сторонники Ивана Грозного, которые уверены, что самый харизматичный из Рюриковичей достоин быть увековеченным в бронзе.
Не менее жаркие споры велись и вокруг персоны Роберта Аллена Циммермана (он же Боб Дилан). Прозаики с большим стажем убеждены, что ему не место среди лауреатов Нобеля по литературе. А вот поклонники Дилана из числа любителей рок-музыки горячо приветствуют решение Нобелевского комитета. Я солидарен с последними.
Продолжая музыкальную тему, отмечу, что на прошлой неделе меломанам было чем поживиться. Как известно, концерты отечественных рок-звёзд – явление на нашем ТВ достаточно редкое. Я даже и не припомню, когда хоть какой-то из них демонстрировался на федеральном канале. В этом смысле выступление Земфиры в «Олимпийском», запечатленное командой Первого канала, можно смело отнести к «историческим» (14 октября, 23.30). Концерт оказался хорошо выстроенным с точки зрения репертуара певицы, и, конечно, очень сильное впечатление произвели музыканты, сыгравшие весь материал, как говорится, на одном дыхании. Земфира тоже была убедительна, как и её многочисленные фанаты, заполнившие «Олимпийский» под завязку. Единственный минус, на который я обратил внимание, будучи телезрителем, – невнятный звук. Особенно по части вокала: голос Земфиры утонул в грохоте гитар и барабанов. Возможно, в этом повинен мой телевизор, который не смог чётко воспроизвести пятиканальную запись концерта.
Зато мой телеприёмник во всех красках показал хорошую документальную ленту Ольги Высоцкой «Павел Чухрай. Всё переходит в кино», которая демонстрировалась на канале «Культура» (14 октября, 22.00). Эта картина была сделана к юбилею режиссера, и, естественно, рассказывает о его жизненном пути. В итоге получился весьма динамичный биографический репортаж, в котором главный герой размышляет о профессии, о своей семье, о фильмах, которые он создавал. Монологи Павла Григорьевича интересны не только сами по себе, но и тем, что в них отображён взгляд на мир умудренного опытом художника, создавшего такие сильные ленты как «Вор», «Водитель для Веры», «Дети из бездны», «Запомните меня такой…»
Картина о Чухрае стала на минувшей неделе лучшей в жанре биографии, а в номинации «журналистское расследование» я бы отдал пальму первенства Вадиму Глускеру с его фильмом «Мировая закулиса. Секты» (НТВ, 15 октября, 16.20). Здесь репортёр пытался разобраться в том, как уберечь себя и близких от опасного влияния всевозможных сект. Для этого господин Глускер отправился в большое путешествие. Сначала в США, где в Санта-Монике находится самая внушительная кришнаитская община, а в Лос-Анджелесе работает настоящая киностудия, принадлежащая сайентологам. Потом он прилетел в Италию, где действуют специальные полицейские подразделения «Анти-секта». Затем Вадим Глускер и его съёмочная группа приехали в Канаду, где встретились с бывшим сайентологом Джерри Армстронгом. Попутно репортер НТВ пообщался с магистром церкви сатаны из Калифорнии, а в окрестностях итальянского Турина побывал в необычной общине Даманхур, жители которой носят имена животных и фамилии растений.
Всё это хорошо снято и смонтировано, а потому смотрится с интересом. К тому же Вадим Глускер сумел избежать банальных увещеваний и сухой назидательности в репликах, которые произносит в кадре и вне его. Словом, господина Глускера можно поздравить с удачным проектом.
Фото: STEPHEN MATUREN/AFP