Острота суждений относительно нового проекта отчасти по­рождалась теми обстоятельствами, что инициировали его появление исключительно городские власти и, соответственно, преимущественным источником финансирования должны были стать поступления из бюджета. Поначалу сомнения оправдывались, ибо состав конкурентов для нового вещателя, получившего гордое имя — синоним названия города — «Санкт-Петербург», не мог не вызывать уважения.

КОНКУРЕНТЫ

Во многом именно основной (на тот момент) конкурент и «спровоцировал» появление новичка. Все началось осенью 2009 года, когда на ТРК «Петербург» стартовало очередное реформирование структуры основного элемента компании — Пятого канала. Прежде всего оно выразилось в сокращении квалифицированных кадров одной из старейших телестудий страны и отказе от многих интерактивных проектов, связанных непосредственно с жизнью северного мегаполиса. Пятый канал начал свой дрейф в сторону федерального статуса, которого через некоторое время и достиг.

Поначалу владельцы «Пятёрки» в лице руководства Национальной медиагруппы (НМГ) стремились подчинить себе и нового игрока в телепространстве города на Неве. Но, просчитав все возможные выгоды и риски, они отказались от этой идеи. Тогда для канала «Санкт-Петербург» и настал момент самоидентификации. Городская власть сдержала свои обещания, приложив немало усилий, чтобы идея создания нового телеканала овладела не только массами, но и возможными коммуникациями в условиях большого города.

Среди тех, с кем пришлось конкурировать «Санкт-Петербургу», был на тот момент и главный городской телеканал «100 ТВ», входивший в детище видного российского медиамагната Олега Руднова — «Балтийскую медиагруппу» (БМГ). ВГТРК представляла целая региональная дирекция с солидным штатом сотрудников. Подразделения на берегах Невы есть у Первого канала, НТВ, ТВЦ, «Звезды», «Мира», не говоря уже о постоянно наведывающихся в Петербург специальных корреспондентах и бригадах. При этом стоит учитывать и то, что все вышеназванные конкуренты «Санкт-Петербурга» имеют доступ в классический «воздушный» эфир, тогда как новичок должен был завоевывать симпатии зрителей с помощью «кабеля» и «спутника». Однако данное обстоятельство оказалось вполне преодолимым.

,

,

НАЙТИ СВОЁ МЕСТО

Официальным владельцем телеканала стало ОАО «Городское агентство по телевидению и радиовещанию». Первые программы телеканала вышли в эфир 10 октября 2010 года. Легенда гласит, что на подготовку к запуску «Санкт-Петербурга» потратили всего 38 дней. Но подготовительная работа по продвижению имиджа нового вещателя продолжалась в течение нескольких месяцев, в том числе и с помощью наружной городской рекламы.

,

Легенда гласит, что на подготовку к запуску «Санкт-Петербурга» потратили всего 38 дней

,

Сегодня сигнал этого телеканала транслируется в социальном пакете программ «Санкт-Петербургского кабельного телевидения» на частоте «ТКТ-ТВ», а также в сетях основных кабельных операторов и федерального оператора «Дом.ру» (только в Северной столице). Учитывая, что в 1990-е годы в Санкт-Петербурге получила самое широкое распространение сеть кабельного ТВ, то можно утверждать, что на первом этапе своего существования новый канал получил потенциальную аудиторию в полтора миллиона человек.

С 10 октября 2013 года «Санкт-Пе­тербург» вошёл в состав пакетов оператора спутникового телевидения «Триколор ТВ», чем ещё более упрочил собственные позиции. С учётом сложившейся в Питере системы кабельного вещания можно было быть уверенным, что новичок и его эфирный контент оказывались на экране домашних телевизионных приёмников подавляющего числа горожан (особенно в так называемых спальных районах). Целые микрорайоны оказывались в таких сетях, о чём их жители зачастую узнавали случайно, включая телевизоры и не находя на нужной «кнопке» привычных каналов, но при этом получая новые впечатления от неожиданно появившихся других телеканалов.

ПРОФЕССИОНАЛЫ

Генеральным директором нового канала был назначен известный петербургский журналист Юрий Зинчук, личность более чем авторитетная в телевизионных кругах Северной столицы. Выбор его кандидатуры как первого лица во многом был предопределён не только солидным послужным списком, но и предыдущим местом работы — должность председателя Комитета по печати и взаимодействию со СМИ администрации Санкт-Петербурга. У руководителя нового канала не было недостатка в кадрах, которые могли привлекаться к созданию насыщенного эфирного контента. Притом что патроны канала и его руководство намеревались обеспечить круглосуточное вещание.

Финансовая сдержанность, которая шла рука об руку с творческой, «нераскрученность» канала затрудняли поиски иных источников финансирования в виде рекламы, а недостаток средств не позволял допускать затраты на рискованные эксперименты в сфере поиска новых форматов. Репертуарная линия в такой ситуации была выбрана вполне корректно. На «Санкт-Петербурге» использовали для создания программ и передач хорошо зарекомендовавшие себя прежние форматы — от выпуска новостей до обозрений. А главной несущей конструкцией эфирного пространства стал кинопоказ, который отличался небанальным выбором лент.

РЫВОК В ЛИДЕРЫ

Когда 27 июля 2012 года новым генеральным директором телеканала «Санкт-Петербург» был назначен Сергей Боярский, сын известного артиста Михаила Боярского, то у многих экспертов и профессионалов журналистики подобное кадровое назначение вызвало скепсис, ибо в медийном пространстве на тот момент новый шеф канала был практически незаметен. Хотя на новую должность его делегировали с поста советника губернатора. К тому же сказывался и возраст назначенца (Боярскому на тот момент исполнилось 32 года).

Однако Сергей Боярский проявил организаторские способности и твёрдость в том, как он повёл себя по отношению к прежним руководящим кадрам, поручив тому же Юрию Зинчуку вести ключевые информационные и дискуссионные программы в эфире «Санкт-Петербурга». Новый гендиректор спокойно и как-то даже отрешённо пропускал мимо ушей перманентные упрёки в ангажированности эфирной политики телеканала и его близости к городским властям.

,

Новый гендиректор спокойно и как-то даже отрешённо пропускал мимо ушей перманентные упрёки в ангажированности эфирной политики телеканала

,

Помимо столь очевидных субъективных факторов на руку каналу играла и перманентно меняющаяся ситуация в телепространстве Северной столицы. Пятый канал окончательно стал федеральным телевещателем, и петербургская городская тематика в его информационных программах практически исчезла. Внезапный уход из жизни Олега Руднова привёл к фактическому краху его проекта БМГ, прямым следствием которого стало прекращение вещания канала «100 ТВ» по желанию нового владельца холдинга Арама Габрелянова.

Последний запустил на частоте «сотки» новый проект — телеканал «Life78», о специфических качествах его вещания ЖУРНАЛИСТ РАССКАЗЫВАЛ в № 1 за 2016 год. И оказалось само собой, что именно на канал «Санкт-Петербург» легла нелёгкая ноша освещения до предела насыщенной и разнообразной жизни пятимиллионного города. Сегодня его эфир — источник не только городских событий для зрителей, но ещё и своеобразная культурно ориентированная отдушина.

,

НЕ ПЕРСОНАЛЬНОЕ ДЕЛО

Говорить же о перспективах развития канала «Санкт-Петербург» нынче — увы! — невозможно даже в ближнесрочной перспективе, поскольку Сергей Боярский решил идти на выборы в Госдуму. И в тот момент, когда этот текст выйдет в свет, возможно, читатели будут знать о результатах его похода за мандатом. Как бы то ни было, понятно, что, несмотря на решение персональной судьбы генерального директора, статус канала как главного городского телевещателя вряд ли изменится. В нынешних условиях без его уже ставших привычными передач и программ для многих тысяч и тысяч жителей Питера невозможно представить картину телевизионного пространства города на Неве.

,

Фото: facebook.com/topspb.tv, facebook.com/topspb.tv, Интерпресс/ТАСС