Цифровые потрясения приходят волнами. Это не просто линейный апгрейд софта, это полная трансформация. Так утверждает Альберто Баррейро, занимающий одну из должностей с возникшими в цифровую эпоху новомодными названиями. Он директор по пользовательскому опыту в PRISA, крупной испанской мультимедийной компании, флагманской газетой которой является El País. «На нас надвигается вторая волна потрясений, – считает Баррейро, – и самой страшной угрозой для издателей является их «ощущение комфорта», после того как большинству из них удалось как-то пережить первую волну».
«Эта вторая волна потрясений отчасти касается мобильных технологий, – соглашается с коллегой Торри Педерсен, генеральный директор и главный редактор норвежского таблоида Verdens Gang (VG). – Я замерил объём цифрового трафика на наших разнообразных платформах в течение последнего года и сравнил его с тем, что было в 2009 году; тогда 93% трафика приходило с ПК. Но накануне последнего Рождества с ПК пришёл только 21% трафика, а всё остальное – с мобильных и планшетов. Эта революция случилась всего за пять лет, и, возможно, то же самое ждёт и вас».
Напрашивается целый ряд вопросов, ответы на которые следует найти очень быстро. Какова ваша стратегия получения доходов от мобильных? Какова ваша стратегия доходов от видео? Как вы будете – или не будете – работать с Facebook, Google и другими распределёнными платформами? Доход от читателей? Какова ваша стратегия умной рекламы? Как вы организуете вашу редакцию? Будут ли ваши цифровые проекты существовать отдельно или вы их объедините с печатью? Какова ваша стратегия печати? Стратегия печати + цифры?
Ясно одно: простых ответов не будет.
Цифровые потрясения приходят волнами. Это не просто линейный апгрейд софта, это полная трансформация. Так утверждает Альберто Баррейро, занимающий одну из должностей с возникшими в цифровую эпоху новомодными названиями. Он директор по пользовательскому опыту в PRISA, крупной испанской мультимедийной компании, флагманской газетой которой является El País. «На нас надвигается вторая волна потрясений, – считает Баррейро, – и самой страшной угрозой для издателей является их «ощущение комфорта», после того как большинству из них удалось как-то пережить первую волну».
«Эта вторая волна потрясений отчасти касается мобильных технологий, – соглашается с коллегой Торри Педерсен, генеральный директор и главный редактор норвежского таблоида Verdens Gang (VG). – Я замерил объём цифрового трафика на наших разнообразных платформах в течение последнего года и сравнил его с тем, что было в 2009 году; тогда 93% трафика приходило с ПК. Но накануне последнего Рождества с ПК пришёл только 21% трафика, а всё остальное – с мобильных и планшетов. Эта революция случилась всего за пять лет, и, возможно, то же самое ждёт и вас».
Напрашивается целый ряд вопросов, ответы на которые следует найти очень быстро. Какова ваша стратегия получения доходов от мобильных? Какова ваша стратегия доходов от видео? Как вы будете – или не будете – работать с Facebook, Google и другими распределёнными платформами? Доход от читателей? Какова ваша стратегия умной рекламы? Как вы организуете вашу редакцию? Будут ли ваши цифровые проекты существовать отдельно или вы их объедините с печатью? Какова ваша стратегия печати? Стратегия печати + цифры?
Ясно одно: простых ответов не будет.
Сегодня многие обращают внимание на невероятные изменения, которые происходят в The Washington Post. Её новый владелец Джефф Безос привнёс свой дух новаторства и предприимчивости, не говоря уже о груде денег, и предоставил всей медиакомпании свободу экспериментировать и расширять горизонты издательского бизнеса – сценарий-мечта и для старых, и для новых сотрудников. Он ускорил цифровую трансформацию в этом оплоте качественной журналистики, который, надо признать, до его прихода отставал от коллег по всем статьям. Теперь же The Washington Post стала для всего мира вдохновляющим лидером в этой сфере.
И действительно, одна из очевидных и важнейших вещей, на которые опирается трансформация отрасли, – это создание и культивирование в медиакомпании культуры эксперимента и высокой технологичности.
«Во всём, что мы делаем, мы стремимся опираться на самые передовые технологии, стремились ещё до того, как к нам присоединился Джефф Безос. Он просто добавил горючего! – говорит Шайлеш Пракаш, директор The Washington Post по ИТ. – Но цифровая трансформация характеризуется не столько внедрением новых технологий с целью повысить производительность, сколько способностью СМИ определять и реализовывать свои цели при полностью изменившемся контексте».
Как и в случае с The New York Times, The Daily Mail, Axel Springer или с таким классическим примером трансформации, как Schibsted Media Group, не каждое издательство в силах воспроизвести масштабный успех The Washington Post и ей подобных.
Однако практика последних лет показывает, что любой сильный новостной бренд на своём местном или региональном рынке способен создавать небольшие и недорогие продукты и контент, которые придутся по душе их лояльной аудитории и даже значительно расширят эту аудиторию.
,
,
Вот один пример: в Хорватии компания 24sata после неудачной попытки начать копировать линейное телевидение сосредоточилась на использовании собственных креативных кадров, эмоциональных аспектах своих сюжетов, специальных сегментах в прямой трансляции, сотрудничестве с ютуберами и повышении своей узнаваемости в Facebook и на YouTube. И добилась огромного успеха – и с точки зрения роста аудитории, и с точки зрения прибыльности.
Именно такой подход и настрой – пусть мы проиграем в первый раз, но проиграем, чтобы потом победить, – и есть условие выживания издательств в сегодняшнем цифровом пространстве, где всё меняется молниеносно. Возьмём Schibsted, пример блестящего успеха: Калле Юнгквист, старший консультант гендиректора Schibsted Sweden, часто повторяет, что путь компании к сегодняшнему успеху усеян провалами. Но успех компании всё-таки был обеспечен её неформальным лозунгом: «Ускорим приход неизбежного, пока оно на нас не свалилось».
,