Для многих издателей качественное распространение — это недостижимая мечта и одновременно — зона большого напряжения. Это постоянная борьба с дебиторкой от киосковых сетей, это несвоевременная доставка Почтой России и много других прелестей, из которых, как ни переставляй буквы, складывается слово из четырех букв. «Боль».
Опытом работы собственной службы подписки и доставки газеты «Березниковский рабочий» с ЖУРНАЛИСТОМ поделился директор медиахолдинга Федор Парамонов.
Для многих издателей качественное распространение — это недостижимая мечта и одновременно — зона большого напряжения. Это постоянная борьба с дебиторкой от киосковых сетей, это несвоевременная доставка Почтой России и много других прелестей, из которых, как ни переставляй буквы, складывается слово из четырех букв. «Боль».
Опытом работы собственной службы подписки и доставки газеты «Березниковский рабочий» с ЖУРНАЛИСТОМ поделился директор медиахолдинга Федор Парамонов.
,
Федор Парамонов. В медиа более 20 лет, руководил филиалом «Российской газеты», «АиФ — Прикамье», газетой «Пермская нефть». Издавал журнал «Аэропорт Пермь». С 2020 г. — директор медиахолдинга в Березниках.
,
В отделе подписки и доставки работают четыре человека (включая руководителя). Отдел организует адресную доставку наших газет «Березниковский рабочий» (БР) и «Березниковская неделя» (БН) и доставку газет трех градообразующих предприятий. Собственная служба доставки работает с начала 90-х годов.
Наряду с доставкой газет курьеры разносят квитанции за вывоз мусора, капремонт и отопление. И, конечно, одна из важных функций — это сбор подписки на БР.
Доставка газет приносит половину всей выручки отдела. Примерно 32% — это доходы от подписки на БР, остальная часть — доставка квитанций.
Как организована работа курьеров?
Тиражи из типографии забирают ночные экспедиторы и развозят курьерам по городу. Те в течение дня разносят газеты по своим участкам. Они разные, за сложные участки, где преобладает частный сектор, есть доплаты.
В штате около 80 курьеров (город довольно протяженный), средняя зарплата — около 6 тыс руб.
Подпишись — не скупись!
Важный момент: собирать подписку на следующий год мы начинаем в марте текущего года и заканчиваем в декабре.
,
,
Как мы стимулируем подписку?
В 2021 году с сентября по декабрь хорошо себя зарекомендовала акция «Пятерка от БР», девизом которой стало «Подпишись на газету и участвуй в розыгрыше призов!».
Ежемесячно мы дарили четыре сертификата по 3999 руб и один на 15000 руб. Сертификаты получали по бартеру через отдел рекламы.
,
,
На протяжении нескольких последних лет неплохой урожай приносит «зеленая подписка» (ее даже выделили в отдельный «жанр», см. таблицу 1). Суть акции: подписчик сдает макулатуру и получает скидку (скидка на подписку может достигать 100%).
Макулатуру мы принимаем в редакции один раз в неделю, с такой же периодичностью к горожанам выезжает газель, если объем макулатур в доме большой. Затраты на транспорт и грузчиков окупаются разницей в стоимости вторсырья. Один килограмм макулатуры мы принимаем за 5 руб., сдаем за 9 руб.
С этого года у акции появился партнер — компания «ЛУКОЙЛ».
,
,
Последние два года наблюдался рост подписчиков и объема сданной макулатуры. В этом году темпы уже не столь впечатляющие, основные объемы бумаги горожане уже сдали в прошлые периоды. Тем не менее, читатели акцию уже ждут, макулатуру копят.
Пару слов стоит сказать и о правильном посыле «зеленой подписки». Это тот вариант экологической повестки, который по традиции вызывает положительные эмоции у всех участников. Газета «улучшает свою карму» — в своих материалах мы регулярно переводим тонны макулатуры в спасенные деревья и сэкономленные свет и воду. А читатели чувствуют себя ответственными гражданами страны.
Важный момент: медийное сопровождение всех подписных акций и кампаний — видео и аудио-ролики, материалы для соцсетей и, конечно, поддерживающие материалы (статьи, опросы, инфографика, макеты) — в БР и БН.
Для пенсионеров — наших основных читателей — действует льготная цена. Например, в месячник пожилого человека (в октябре) скидка оставляет 50 руб.
Подписчики получают скидки при размещении объявлений, поздравлений в газете.
Постоянно экспериментируем с розыгрышами и форматами. За годовую подписку дарили семена, билеты в кино и много чего еще. В сентябре этого года разыгрывали 10 мешков сахара (по 10 кг) среди всех подписчиков на 2023 год.
,
,
Ежегодно БР выпускает календарь на следующий год (формат А3 или А4). Это либо симпатичные фото городских достопримечательностей, либо картины художников, либо храмы. Хорошая полиграфия и местная тематика привлекают внимание читателей. Календарей на почте или в магазинах сейчас довольно много, но с местной тематикой в городе делает только БР.
Календари для читателей — это дополнительный мотив прийти в редакцию (а значит, и подписаться на газету), а для нас — это дополнительная выручка. Для подписчиков на календари действует спеццена — 70 руб., для остальных стоимость — 100 руб.
Весь тираж календарей (он небольшой, 2000-2500 экз.) всегда полностью распродается.
Плюсы и минусы
К несомненным достоинствам собственной службы доставки можно отнести прямой контакт с подписчиками и читателями, а также оперативное реагирование на проблемы (довозим газеты, если курьер заболел, «пропал» и т.д.)
Доставка изданий на подавляющем большинстве участков происходит «день в день», без задержек.
База данных подписчиков — это активные продажи. Один специалист в отделе ежедневно обзванивает читателей, напоминая о подписке.
И, конечно, один из весомейших плюсов – это «длинные деньги». Напомню, подписку на будущий год мы начинаем собирать с весны текущего года.
У газеты нет проблем с вышибанием дебиторки. Нет риска судебных разбирательств и последующих дел о банкротстве киосковых сетей.
Нет выкручивания рук со стороны контрагентов по распространению (процент списания, плата за маркетинг, приоритетную выкладку, ценники и прочие дополнительные услуги).
,
,
Теперь о «подводных камнях»
Своя служба курьеров — это тот еще кадровый аттракцион. Из-за небольших зарплат возникает постоянная текучка персонала. Да и степень ответственности некоторых курьеров оставляет желать лучшего. Есть, конечно, и добропорядочные граждане, которые работают в газете уже не первый год (и даже десятилетие!), но закрыть такими все участки пока не удается.
Прямая связь с народом требует от персонала высокой (нет, ОЧЕНЬ высокой стрессоустойчивости). Еженедельно в редакцию приходят «разгневанные подписчики», которые высказываются порой совсем не в парламентских выражениях. Кому-то не принесли вовремя, а у кого-то просто из ящика украли соседи (такое тоже случается).
В отличие от конкурентов, которые работают в серой зоне, в «Березниковском рабочем» все зарплаты «белые», со всеми последствиями для бюджета газеты. Для большинства курьеров разноска газет и квитанций — это подработка, они устроены кто на ½, кто на ¼ ставки. Кому-то из курьеров мы даже доплачиваем до уровня МРОТ.
База подписчиков есть, но она старая и неудобная. Сейчас в отделе тестируют новый вариант программы, который автоматизирует многие процессы и, например, позволит в удобном формате выгружать разного вида отчеты по агентам и газетам.
У каждого издания своя уникальная ситуация — и, конечно, не факт, что опыт Березников подойдет газетам из других городов. Организовать сейчас собственную курьерскую службу — это смелый эксперимент (и для многих, увы, непосильный), требующий и денег, и времени, а главное — воли всех, начиная от учредителя и кончая специалистом службы распространения. И, естественно, нужна тщательно просчитанная финансовая модель. Возможно, что какие-то отдельные элементы нашего опыта будут вам полезны, коллеги. Уже хорошо. Значит, я не зря писал, а вы — не зря читали.
,
В медиахолдинг входят два ключевых городских издания. Общественно-политическая газета «Березниковский рабочий» и рекламно-информационная «Березниковская неделя».
«Березниковский рабочий» — старейшее и наиболее авторитетное издание в городе. В следующем году отметит 105-летие. Трижды входило в десятку лучших газет страны.
Выходит 4 раза в неделю, ч/б, тираж — 10400 экз. Стоимость годовой подписки с доставкой — 850 руб.
«Березниковская неделя» — тираж 20000 экз., полноцвет. Еженедельник, распространяется бесплатно.
,