Лето — активная пора в жизни вузов. Несмотря на реальность демографической ямы в сфере образования, многие «модные» специальности не испытывают недостатка в абитуриентах. Думаю, никого не удивлю, если скажу, что факультеты журналистики не жалуются на непопулярность. Для журфака МГУ лето 2016 года оказалось довольно хлопотным: поток абитуриентов вырос практически на 14%, а средний балл ЕГЭ у абитуриентов, претендовавших на бюджетные места в бакалавриате, превысил 90.
Значит ли это, что журфакам можно успокоиться и почивать на лаврах? Напротив, наша популярность, как и популярность самой журналистики, на мой взгляд, это отличный повод начать диалог профессионального и образовательного сообществ о профессии и путях вхождения в неё.
Сегодня российское высшее образование предполагает освоение трёх ступеней образования — бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, причём на каждой ступени формируются свои знания, умения, навыки. Понятно, что каждая следующая ступень готовит студента к решению более сложных задач, поэтому профессионал высшей квалификации — это, конечно, человек с максимальным объёмом университетского (вузовского) образования.
При этом перед каждым «направлением подготовки» (так сегодня называется то, что раньше в вузовских дипломах обозначалось заветной формулировкой «присвоенная квалификация») стоят свои задачи. Для кого-то важным является баланс фундаментальных общенаучных и профессиональных знаний, для кого-то — объём практических навыков, для кого-то — возможность применения полученных в вузах умений в мультизадачной среде, а для кого-то — основа гибкой специализации в дальнейшей карьере. А для других важны ещё и компетенции работы в команде, способности реализовать творческий потенциал, умение постоянно повышать квалификацию…
,
,
Всё это в комплексе и целостности, как ни удивительно, важно для журналистики. Журналистика — понятие многозначное. К нему, конечно, применим широкий теоретический подход: ведь журналистика — это и один из ключевых социальных институтов, и вид творчества, и довольно чётко обозначенное ремесло. Но в терминах современного российского образования журналистика — это ещё и профессия, и рынок труда, и направление подготовки в высшей школе.
И потому развивать сегодня дискуссию о журналистском образовании не просто интересно, но и практически необходимо. Почему? Объяснений более чем достаточно. С одной стороны, разговор о высшем профессиональном образовании всегда представляет собой попытку осмыслить саму профессию, её миссию, роли и функции не только на рынке труда, но и в обществе в целом.
С другой — формулируя, какими компетенциями должен обладать современный журналист, общество и профессиональная среда могут подсказать среде образовательной направления действий. А именно форматы программ, направления модернизации аудиторных дисциплин, внеаудиторных самостоятельных занятий и производственных практик, формирующих будущих профессионалов.
В этом контексте важно понимать, что во всём мире подготовка журналистов — процесс многосторонний, многоуровневый и даже многовекторный.
Работающие в редакциях специалисты не одинаковыми путями приходят в журналистику, которая была, есть и будет одной из самых открытых профессий. Но, несмотря на различия в образовательных траекториях, профессиональное образование практически всех журналистов опирается на трёх китов: знание общества (фундаментальное системное социально-гуманитарное знание), знание природы журналистики (научный подход к профессии), знание профессиональных технологий и приёмов (освоение журналистской практики — ремесла и творческих подходов).
Обсуждая сегодня реформу российского образования в целом и динамику журналистского образования в частности, мы должны помнить, что для студентов вуз — это и путь к знаниям, и дорога в профессию. Нелёгкая стоит задача перед рынком труда, редакциями и университетами — найти оптимальную схему формирования и воспитания будущего журналиста. Однако сделать это необходимо: медиа всё больше места занимают в нашей жизни, а обновляющаяся журналистика остаётся центральной профессией, сообщающей новости, формирующей «повестку дня» в обществе, объясняющей действительность.