Иностранцам здесь не место

Летние месяцы ознаменовались принятием и вступлением в действие целого ряда законодательных актов, которые изменят ландшафт информационного рынка. Законодатель, со всей очевидностью, не собирается останавливаться и инициирует проекты, развивающие сформировавшиеся в течение последних лет подходы. Складывающийся тренд включает два основных направления.

Появляется всё больше информационных ресурсов, которые рассматриваются с точки зрения закона как квазисредства массовой информации. Они выполняют те или иные функции, присущие СМИ, при этом не подпадая под действие профильного отраслевого закона.

Вслед за распространением стандартов, аналогичных законодательству о средствах массовой информации, на популярных блогеров, применения к организаторам распространения информации в интернете требования о хранении информации о любых формах взаимодействия интернет-пользователей (направление сообщений, комментирование на форумах), возложением на интернет-поисковики обязанности прекращать индексировать негативную информацию о гражданах по их запросу, в июне 2016 г. поправки в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»* ввели регулирование деятельности новостных агрегаторов.

Под новостным агрегатором, в соответствии с новым законом, понимается популярный интернет-ресурс (посещаемость более 1 млн человек в сутки), который используется для обработки и распространения новостной информации в интернете на русском языке, государственных языках республик в составе РФ или иных языках народов Российской Федерации, и на котором может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории России. Исходя из определения, к числу таких ресурсов могут быть отнесены крупнейшие ресурсы, содержащие новостные ленты, — yandex, mail, rambler. Что касается «новостной» компоненты в наименовании новой институции, то закон не дал ей определения, приравняв к новостям любую информацию, которая становится доступной через сущест­вующие средства массовой информации.

Летние месяцы ознаменовались принятием и вступлением в действие целого ряда законодательных актов, которые изменят ландшафт информационного рынка. Законодатель, со всей очевидностью, не собирается останавливаться и инициирует проекты, развивающие сформировавшиеся в течение последних лет подходы. Складывающийся тренд включает два основных направления.

Появляется всё больше информационных ресурсов, которые рассматриваются с точки зрения закона как квазисредства массовой информации. Они выполняют те или иные функции, присущие СМИ, при этом не подпадая под действие профильного отраслевого закона.

Вслед за распространением стандартов, аналогичных законодательству о средствах массовой информации, на популярных блогеров, применения к организаторам распространения информации в интернете требования о хранении информации о любых формах взаимодействия интернет-пользователей (направление сообщений, комментирование на форумах), возложением на интернет-поисковики обязанности прекращать индексировать негативную информацию о гражданах по их запросу, в июне 2016 г. поправки в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»* ввели регулирование деятельности новостных агрегаторов.

Под новостным агрегатором, в соответствии с новым законом, понимается популярный интернет-ресурс (посещаемость более 1 млн человек в сутки), который используется для обработки и распространения новостной информации в интернете на русском языке, государственных языках республик в составе РФ или иных языках народов Российской Федерации, и на котором может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории России. Исходя из определения, к числу таких ресурсов могут быть отнесены крупнейшие ресурсы, содержащие новостные ленты, — yandex, mail, rambler. Что касается «новостной» компоненты в наименовании новой институции, то закон не дал ей определения, приравняв к новостям любую информацию, которая становится доступной через сущест­вующие средства массовой информации.

С 1 января 2017 г. деятельность новых субъектов должна соответствовать целому ряду требований. Основным требованием является проверка достоверности информации и её непротиворечие действующему законодательству. Запреты, перечисленные в ст. 10.4 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», относящиеся к новостному агрегатору, по сути, приравнивают его к средству массовой информации. Сходства добавляет и то обстоятельство, что новостной агрегатор не несёт ответственность за содержание распространяемой информации только в том случае, если источником агрегированной информации выступает зарегистрированное средство массовой информации, которое может быть привлечено к ответственности на территории РФ. В случае распространения ненадлежащей информации и отказа от прекращения её распространения, новостные агрегаторы рискуют получить штраф: до миллиона рублей за первый случай и до трёх миллионов за повторное нарушение.

Исходя из того, как организована работа новостных агрегаторов, которые в автоматическом (или полуавтоматическом) режиме индексируют наиболее читаемые новости на партнёрских площадках, очевидно, что единственной возможностью сохранить принцип работы в текущей ситуации для сервисов станет отказ от сотрудничества с площадками, не являющимися СМИ. Альтернативой такому решению станет полный переход новостных агрегаторов в категорию средств массовой информации, сопровождающийся снижением уровня автоматизации обработки информации и появлением полноценной редакции — «человеческого фильтра», задействованного в обработке информации. Очевидно, каким бы путём не пошли агрегаторы, они станут другими. На эту тенденцию уже отреагировали менеджеры рынка — свой пост оставила руководитель проекта «Яндекс. Новости» Татьяна Исаева, заявив, что делать продукт по новым правилам будет «неинтересно».

,

Курс на «национализацию» информационного рынка продолжает набирать обороты

,

Курс на «национализацию» информационного рынка продолжает набирать обороты. Лишь только в конце прошлого года закончилась имплементация поправок в Закон «О средствах массовой информации», ограничивших возможность максимального присутствия иностранных компаний в акционерах учредителей СМИ 20% и обязавших субъектов рынка отчитываться о получении денежных средств от иностранцев, как последовали законы и законодательные инициативы, «вытесняющие» иностранцев из отраслей, смежных с медийной. Первой «ласточкой» на этом пути стали новеллы, появившиеся в уже упомянутом регулировании деятельности новостных агрегаторов. Владельцем новостного агрегатора, как гласит закон, может быть только российское юридическое лицо или гражданин Российской Федерации. Продолжением этой тенденции стала корректировка Закона «О средствах массовой информации»: в июле 2016 года в законе появились требования к организациям, осуществляющим измерения рынка (объёма зрительской аудитории телеканалов). Помимо того, что законом установлены требования к условиям проведения измерений и предусмотрена процедура отбора уполномоченных организаций, проводящих измерения, полностью отданная на откуп Роскомнадзору, также введены ограничения на участие в деятельности таких организаций иностранного капитала. Предписания закона на сей счёт сформулированы следующим образом: «…иностранное государство, международная организация, а также находящиеся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20%, не вправе выступать уполномоченной организацией.

Не допускается установление лицами, указанными в части третьей настоящей статьи, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство другого государства, любых форм контроля над уполномоченной организацией, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять уполномоченной организацией, контролировать её, а также фактически определять принимаемые ею решения».

Несмотря на то что закон вступает в действие постепенно и начнёт работать в полную силу только с нового года, рынок и на сей раз отреагировал досрочно, предсказуемо и ожидаемо: в августе 2016 года дочерняя структура государственного Всероссийского центра изучения общественного мнения — «ВЦИОМ-медиа» осуществила покупку 80% исследовательской компании TNS Russia.

Последним, но по всей видимости, не заключительным шагом на пути избавления российского информационного рынка от иностранного участия стало предложение, сформулированное Медиакоммуникационным союзом (МКС). Он разработал проект поправок в законы о СМИ и о связи, регулирующие деятельность интернет-видеосервисов в России.

В соответствии с инициативой МКС владельцам онлайн-кинотеатров предложат регистрироваться в специальном государственном реестре. Иностранные компании, иностранные граждане или российские граждане с гражданством другой страны не смогут контролировать прямо или косвенно более 20% такого сервиса. Норма не будет применяться к видео­сервисам, контент на которых размещают исключительно пользователи, а также к ресурсам, которыми пользуется менее 100 тыс. человек в день.

Если инициатива будет поддержана участниками рынка и обретёт форму закона, рынок онлайн-видеоконтента изменится уже в следующем году.