Повторение пройденного

К примеру, Первый канал продемонстрировал фильм «О, счастливчик!», посвящённый Максиму Галкину. Автор Александр Валеев взялся раскрыть некоторые из секретов невероятной популярности комика. Кстати, новое шоу самого Галкина «МаксимМаксим» мало кому нравится, и вероятно, поэтому Первый канал решил «подогреть» интерес к проекту таким «комплиментом» о жизненном пути шоумена. Как выяснилось по ходу картины, съёмочная группа «Счастливчика» целых девять месяцев неотступно следовала за артистом и телеведущим, сопровождая его на гастролях, концертах, во время общения с близкими, друзьями и поклонниками. Всё это и составило «фабулу» ленты. Честно говоря, каких-то новых штрихов к портрету шоумена я в фильме не обнаружил. Галкин как Галкин. Понятно, что он наблюдательный и остроумный человек — ​и вот именно это старались ­продемонстрировать авторы «Счастливчика».

Героиня другого документального фильма «Её ледовое Величество», который был показан на канале «Россия 1», — ​прославленный тренер по фигурному катанию Елена Чайковская. Сейчас она возглавляет собственную школу, которая подготовила многих призёров европейских и мировых первенств, и вероятно, по этой причине возникла необходимость рассказать о Чайковской подробно. Фильм-портрет поведал о неизвестных и драматических страницах жизни Елены Чайковской. Воспоминаниями о ней делятся воспитанник Чайковской знаменитый фигурист Александр Горшков, тренеры Владимир Юрзинов и Валерий Газзаев, артист балета Николай Цискаридзе, актриса Лариса Гузеева. Причём в каждом из этих рассказов героиня раскрывается с необычной стороны, а значит, ­интересен и сам фильм.

 

К примеру, Первый канал продемонстрировал фильм «О, счастливчик!», посвящённый Максиму Галкину. Автор Александр Валеев взялся раскрыть некоторые из секретов невероятной популярности комика. Кстати, новое шоу самого Галкина «МаксимМаксим» мало кому нравится, и вероятно, поэтому Первый канал решил «подогреть» интерес к проекту таким «комплиментом» о жизненном пути шоумена. Как выяснилось по ходу картины, съёмочная группа «Счастливчика» целых девять месяцев неотступно следовала за артистом и телеведущим, сопровождая его на гастролях, концертах, во время общения с близкими, друзьями и поклонниками. Всё это и составило «фабулу» ленты. Честно говоря, каких-то новых штрихов к портрету шоумена я в фильме не обнаружил. Галкин как Галкин. Понятно, что он наблюдательный и остроумный человек — ​и вот именно это старались ­продемонстрировать авторы «Счастливчика».

Героиня другого документального фильма «Её ледовое Величество», который был показан на канале «Россия 1», — ​прославленный тренер по фигурному катанию Елена Чайковская. Сейчас она возглавляет собственную школу, которая подготовила многих призёров европейских и мировых первенств, и вероятно, по этой причине возникла необходимость рассказать о Чайковской подробно. Фильм-портрет поведал о неизвестных и драматических страницах жизни Елены Чайковской. Воспоминаниями о ней делятся воспитанник Чайковской знаменитый фигурист Александр Горшков, тренеры Владимир Юрзинов и Валерий Газзаев, артист балета Николай Цискаридзе, актриса Лариса Гузеева.

 

,

Причём в каждом из этих рассказов героиня раскрывается с необычной стороны, а значит, ­интересен и сам фильм.

,

Совсем другое впечатление оставили «Слабости сильной жизни» (Первый канал). Фильм, посвящённый горькой судьбе актрисы Инны Ульяновой. Причём великолепная исполнительница роли Маргариты Хоботовой из фильма «Покровские ворота» ушла из жизни ещё в 2005 году. А в фильме зрителям предлагают покопаться в не очень-то приглядных обстоятельствах частной жизни актрисы. Это, как мы знаем, излюбленное занятие большинства сегодняшних теледокументалистов — ​ворошить грязное бельё звёзд и приобщать к этому ­широкую публику.

Говоря об этой и многих других документальных лентах, нельзя не заметить одну любопытную особенность. Все они «говорят» голосом одного человека, чей поставленный баритон с хрипотцой рассказывает нам и о превратностях актёрских судеб, и об аномальных явлениях в природе, и о российско-германских отношениях и даже объявляет номинации на всяких фестивалях и конкурсах. Я имею в виду заслуженного артиста России Сергея Чонишвили. Вот он на Первом канале читает закадровый текст в «Слабостях сильной жизни», тут же на «России» повествует о личной трагедии «Маршала песни» Василия Соловьёва-Седого, чья единственная дочь родилась глухонемой. Переключаешься на «Культуру», а там господин Чонишвили уже и сам, прогуливаясь в кадре по улицам Берлина и Москвы, информирует зрителя об успехах и неудачах российской дипломатии во взаимоотношениях с немецкими коллегами. Как заметил известный телекритик Сергей Варшавчик, «человек он, безусловно, талантливый и многоплановый, но есть стойкое ощущение, что его слишком много, из-за чего все проекты, которые озвучивает Чонишвили, сливаются в один бесконечный документальный сериал, сделанный одними и теми же людьми по одним и тем же лекалам».

 

,

Впрочем, в этой веренице однотипных работ встречаются приятные исключения. К счастью, Сергей Чонишвили озвучивает не все фильмы подряд, а потому те картины, в которых закадровые комментарии произносит другой человек, уже выгодно отличаются от лент с участием Чонишвили. Я вообще считаю, что лучше всего, когда дикторский текст читают сами авторы, как это делают, например, Леонид Парфёнов, Елизавета Листова, Владимир Чернышёв, Леонид Млечин и другие. Примером такой удачной работы, несомненно, является цикл документальных лент Кирилла Набутова «Пока не поздно», показанный по каналу «Санкт-Петербург». Проект трёхлетней давности был посвящён тем, кто неоднократно переступал черту закона, оказался за решёткой, но хотел рассказать о том, о чём ещё недавно боялись говорить вслух. Разумеется, все эти монологи господин Набутов снабжал точными, лаконичными, но на редкость пронзительными комментариями. Так что первое место моего рейтинга по ­праву принадлежит Кириллу Набутову.

Вторе место я отдаю известному критику и журналисту Игорю Золотусскому за цикл фильмов «Прощай, ХХ век!», который в июле показал телеканал «Культура». Этот документальный мини-сериал — ​попытка ­осмыслить, понять, прочувствовать минувшее столетие через судьбы выдающихся людей, которые были ­современниками Золотусского.

Что же касается бронзового призёра моего рейтинга, то это тележурналист и ведущий Алексей Пивоваров, ставший одним из авторов интересного интернет-проекта «Срок». Его можно увидеть в YouTube. В рамках этого цикла уже опубликовано более 300 роликов, и каждый из них достоин самых высоких оценок.