Человек Играющий

* * *

Когда Шекспир называл жизнь игрой, а людей актёрами, то это было скорее образом жизненных ролей, которые выбирают люди, чтобы жить в социуме. И вряд ли он предполагал, что через четыре с лишним века игра для многих станет образом жизни, превратив их просто в игроков. Когда радио перевело информацию из текста в звук, мало что предвещало наступление эры игры. Когда кино и телевизор добавили к звуковой информации движущиеся картинки, это было замечательно: проще видеть и слышать, чем читать. Газеты стали публиковать больше фото.

Привычные книги пытались угнаться за временем и вбросили на рынок популярные сначала у детей, а потом и у взрослых комиксы. Кино взяло метод комиксов на вооружение. А потом… Появился интернет, стремительно пройдя путь от элект­ронных писем и газет до возможнос­тей, когда он может вобрать в себя письма, газеты, радио, ТВ, кино, живую дискуссию. Много картинок, короткая информация и игры. Всё это из компьютеров и ноутбуков перепрыгнуло в планшеты, мобильники. И человек утонул в игре. Знак времени.

Необыкновенная лёгкость — в получении информации, переписке, во всём. Это соединило людей с другими, далёкими, и отъединило их от тех, кто рядом. Виртуальность перепуталась с реальностью. Раньше в школах звенел звонок, учитель закрывал журнал, а дети выбегали в коридор, чтобы пообщаться друг с другом, поиграть в салочки, в прятки, в «резиночку» и т. д. А сегодня переменки начинаются со звонков мобильников, смс, с мелодий и звуков, которыми сопровож­даются игры. Все уткнулись взглядами в телефоны и планшеты. По звукам можно угадать: она играет в тетрис, он — в гонки. Они не замечают друг друга.

Часто играют на автопилоте, почти не думая и даже не слишком радуясь победам. Но главное, на мой взгляд, всё происходит быстро, даже если длится часами. Теряется способность к продолжительной мыслительной деятельности. И в том же интернете уже не остановить внимания на серьёзной статье: «многобукафф». Всё должно быть легко и просто, и если ты умеешь информировать, но не умеешь развлекать, ты уже неинтересен.

Книги, газеты всё ещё живы, но для многих «умерли», потому что не дают быстрого удовольствия от яркой картинки или водопада шуток, над которыми посмеёшься и через минуту забудешь. Даже сетевые СМИ вынуждены приспосабливаться к изменившимся вкусам аудитории, а путь к информации устилают викторинами и играми (например, РИА «Новости», Meduza).

ТВ играет с жанрами («Вечерний Ургант», «Репортаж с Аллой Михеевой»). Мой земляк, но давно москвич, Вадим Такменёв в программе «Центральное Телевидение» (НТВ) ввёл известный принцип инфотеймент: информируя — развлекай. С помощью смешных, «лёгких» приёмов журналисты пытаются информировать о важном и даже расширять культурный кругозор аудитории. Попробуй после этого поговори серьёзно о серьёзном — рейтинг тут же упадёт. Число каналов, специализирующихся на развлекательной тематике, растёт, на них есть спрос.

Каналы же, понуждающие думать и чувствовать (например, «Россия-Культура»), теряются на ярмарке развлечений. Аудитория «заиграна». Конечно, великую классическую музыку не ужать до крошечного клипа. Теорию относительности не пересказать в двух абзацах. Но «Войну и мир» Толстого сумели ужать до 37 416 знаков (полчаса чтения). Что выберет «заигранный» вьюнош?

Я не говорю, что игра — плохо. Я говорю о том, что в мире есть не только игра. И чтобы просто сравняться по культуре и интеллекту со стремительно прогрессирующим веком, чтобы, будучи Человеком Играющим, остаться Человеком Ра­зумным, нужно осмыслить и принять реальный мир и, перехватив эстафетную палочку, двигаться вперёд. Иначе… Плохую концовку придумайте сами.

 

 

,

Рисунок: vrgames.by