Можно построить мост. А можно — барьер…

Межнациональные отношения — наше общее достояние. В это не только хочется верить, так на самом деле и должно быть. Богатство культуры и традиций каждого из народов, проживающих на нашей территории, может подчёркивать индивидуальность, а может служить мостиком к пониманию.

Неожиданное открытие

Мы с нашим корреспондентом едем в такси, заказанном в фирме, с которой давно сотрудничаем на условиях взаи­мозачёта. Они нас возят — мы их рек­ламируем. Водитель практически наш штатный, его зовут Бибисара. Направляемся в соседний город Среднеуральск. За окном мелькает сосновый лес, вернее то, что от него ещё осталось. Настрое­ние приподнятое. Слегка балагурим.

Бибисара рассказывает о том, что все машины в их компании сегодня заняты. И при этом совершенно спокойно заявляет, что без вызова пока остался только один «татарин». Я со смехом напоминаю ему, что он тоже татарин, но мужчина неожиданно начинает мне перечислять те недостатки, которые, на его взгляд, имеются у этой национальности.

Межнациональные отношения — наше общее достояние. В это не только хочется верить, так на самом деле и должно быть. Богатство культуры и традиций каждого из народов, проживающих на нашей территории, может подчёркивать индивидуальность, а может служить мостиком к пониманию.

Неожиданное открытие

Мы с нашим корреспондентом едем в такси, заказанном в фирме, с которой давно сотрудничаем на условиях взаи­мозачёта. Они нас возят — мы их рек­ламируем. Водитель практически наш штатный, его зовут Бибисара. Направляемся в соседний город Среднеуральск. За окном мелькает сосновый лес, вернее то, что от него ещё осталось. Настрое­ние приподнятое. Слегка балагурим.

Бибисара рассказывает о том, что все машины в их компании сегодня заняты. И при этом совершенно спокойно заявляет, что без вызова пока остался только один «татарин». Я со смехом напоминаю ему, что он тоже татарин, но мужчина неожиданно начинает мне перечислять те недостатки, которые, на его взгляд, имеются у этой национальности. И я впервые начинаю задумываться об этих самых отличиях. Именно впервые, так как вырос в городе, где татары, башкиры, мордва и другие национальности составляют значительную часть населения.

Родителей, бабушек и дедушек этих людей свозили сюда без всякого согласия на строительство заводов и заготовку торфа. Они долгое время выполняли самую тяжёлую работу, требующую незначительной квалификации. Но к сегодняшнему дню, как мне казалось, баланс восстановлен. Многие из людей нерусских национальностей добились значительного прогресса в образовании и карьерном росте. Заявление Бибисары застало меня в какой-то степени врасплох.

,

Сама тема зацепила, но я так и не сумел найти форму подачи. Если честно, даже побоялся её поднимать: как бы чего не вышло.

,

Когда хочется, но не можется

Вывод, который напрашивается из этого случая, заключается в следующем. У меня, к сожалению, нет соответствующей подготовки, чтобы браться за темы, связанные с национальными вопросами. Нет запаса инструментария. Единственное, что я умею и на что осмеливаюсь, — это ярко описать какое-нибудь культурное мероприятие, где люди выступают в национальных одеждах и поют на своём родном языке. Самым большим своим достижением считаю интервью с Фавией Сафиуллиной — одной из трёх десятков татарских женщин, удостоенных международной награды — сереб­ряного браслета «Сююмбике».

И все же проблема межнациональных отношений нас преследует, как бы мы ни старались скрыть её за бравыми отчётами о культурных событиях и рассказах о творческих коллективах. Вспоминается ужасающее событие: в нашем небольшом городе лет десять назад за один вечер были с особой жестокостью убиты три ни в чём не повинных рабочих, армян. Как-то мой товарищ — татарин по национальности — рассказывал мне, что к нему обращались люди с предложением участвовать в действиях на религиозной почве. Иногда некая неопределённость в сообщениях СМИ об очередной акции силовиков в мечети, где, по слухам, собираются ваххабиты, а она расположена в пяти километрах от моего дома, вызывает обоснованную тревогу.

Казалось бы, в подобных ситуациях сам бог велел нам, журналистам, вмешиваться в происходящие события. Освещать их, давать достоверную информацию, разбираться в причинах, предупреждать общество об опасностях. По большому счету — заниматься профилактикой предупреждения возможных конфликтов. Быть инструментом, который способен действовать корректно, но максимально эффективно.

Но при всём настрое на свободу действий в вопросах публикации материалов о межнациональных отношениях, журналисты стеснены многими обстоя­тельствами. Во-первых, опасностью получить предупреждение от Роскомнадзора. Этот орган наблюдает за нами и не скупится на действия, которые могут иметь самые серьёзные последствия для издания. Кому же захочется носить ярлык националиста и экстремиста? Этот ярлык, даже если повешен на тебя несправедливо, будет сопровождать журналиста и редакцию долгие годы. Причём он будет растиражирован не только самим Роскомнадзором, но и прокуратурой, и другими правоохранительными органами.

Второй тормоз — самоцензура. При всех неприглядных месседжах в адрес российских независимых СМИ у большинства из нас сохраняется чувство ответственности за свои слова и действия. Мне приходилось беседовать на эту тему с коллегами, и практически все говорили о том же. Чтобы описывать состояние межнациональных отношений, необходимы дополнительные знания, умения, навыки. Именно их нам не хватает для уверенности в праве поднимать столь обоюдоострую тему, которая при пристальном рассмотрении, оказывается не такой уж далёкой.

В век скоростных коммуникаций, постоянного потока информации, во времена, когда находятся хорошо подготовленные вербовщики в различные группировки, устоять от соблазна оказаться причастным к чему-то новому, эксклюзивному становится всё сложнее. Именно СМИ могут сыграть в этом вопросе позитивную роль. Для этого есть огромный потенциал, огромные возможности, включая технические. Остаётся добавить сюда знание наиболее эффективных алгоритмов действий. А для этого нужна учёба. Нужны семинары, круглые столы, другие мероприятия, позволяющие аккумулировать информацию, тиражировать её и доносить до самых небольших редакций.

Безусловно, нельзя искусственно провоцировать массовые публикации на тему межнациональных отношений. Такая работа должна вестись тонко и взвешенно. Причём строго дозироваться по территориальному признаку, по итогам оценки национального состава населения. Вопрос на самом деле очень сложный и, да простят меня специалисты, до сих пор мало изученный. А если он и изучен, то результаты таких исследований не доносятся до общества и в первую очередь до СМИ на уровне муниципалитетов.

,

Тех редакций, которые оказываются в итоге лицом к лицу с большинством проблем общества.

,

Давайте дружить, малый и большой

Поводом для написания данного материала послужила публикация на сайте АРС-ПРЕСС о заседании Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики: «Сколько бы добрых дел мы ни делали, сколько бы видеомостов и других интересных мероприятий ни проводили — кто об этом узнает, если не будет широкого освещения в СМИ? Причём главный механизм оповещения населения России о деятельности Комиссии — региональные газеты, телевидение, информационные агентства. Требуется выстроить систему работы с ними, не ограничиваясь разовыми публикациями и сюжетами».

На мой взгляд, эти слова можно отнес­ти ко многим направлениям деятельности государственных и общественных организаций во взаимодействии со СМИ муниципального уровня. Причём не только с теми, что принадлежат государству. Необходимо подключать независимые редакции, те, которым порой даже больше доверяет читатель.

Пока, к счастью, ситуация не требует каких-то экстренных мер, но избегать этих тем не стоит. Тем более что жизнь сталкивает нас не только с негативом. Вспоминается эпизод из жизни моего родного города Верхняя Пышма. В прошлом году на конкурсе «Голос. Дети» второе место заняла дочь имама нашей мечети Саида Мухаметзянова. И хоть она выступала под знаменем Казани, мы все её считаем своей звёздочкой. Она росла, занималась музыкой, училась в школе в нашем городе. Поэтому мы и болели за неё все вместе. Все, вне зависимости от нацио­нальности и религиозных предпочтений. Согласитесь, замечательный пример единения.