О Савицком ходят самые невероятные слухи, хотя сам он не обращает на них внимания. Например, говорят, что название его детища произошло от картины Поля Гогена «Дождь на серебряном фоне», которую гендиректор продал и на вырученные деньги основал свою радиостанцию. Популярен и другой апокриф, согласно которому ироничное прозвище «Урфин Джюс» и звание «злого генерала армии деревянных солдатиков» Савицкий получил за весьма жестокое обращение со своими сотрудниками: он их безжалостно штрафует за любой огрех, требует тотальной дисциплины, а нарушителей увольняет без всяких сожалений.
«АРМИЯ» УРФИНА ДЖЮСА
Интересно, что радиобизнесом Дмитрий Савицкий занялся случайно. Он учился в московском филиале Ленинградского института киноинженеров (ЛИКИ), но с первого курса был призван в армию. Служил в подразделениях внутренних войск МВД и считает, что два года в казарме ничего хорошего не дают. После армии не стал возвращаться в ЛИКИ, а устроился таксистом. «Это было лихое время, и среди моих пассажиров встречались просто выдающиеся личности, — рассказал Савицкий в интервью порталу медийной информации «Полный абзац». — Москва в начале 90−х была переполнена прямо-таки потрясающими персонажами. Например, я как-то подвозил известного на всю страну вора в законе, который спешил на сходку…
О Савицком ходят самые невероятные слухи, хотя сам он не обращает на них внимания. Например, говорят, что название его детища произошло от картины Поля Гогена «Дождь на серебряном фоне», которую гендиректор продал и на вырученные деньги основал свою радиостанцию. Популярен и другой апокриф, согласно которому ироничное прозвище «Урфин Джюс» и звание «злого генерала армии деревянных солдатиков» Савицкий получил за весьма жестокое обращение со своими сотрудниками: он их безжалостно штрафует за любой огрех, требует тотальной дисциплины, а нарушителей увольняет без всяких сожалений.
«АРМИЯ» УРФИНА ДЖЮСА
Интересно, что радиобизнесом Дмитрий Савицкий занялся случайно. Он учился в московском филиале Ленинградского института киноинженеров (ЛИКИ), но с первого курса был призван в армию. Служил в подразделениях внутренних войск МВД и считает, что два года в казарме ничего хорошего не дают. После армии не стал возвращаться в ЛИКИ, а устроился таксистом. «Это было лихое время, и среди моих пассажиров встречались просто выдающиеся личности, — рассказал Савицкий в интервью порталу медийной информации «Полный абзац». — Москва в начале 90−х была переполнена прямо-таки потрясающими персонажами. Например, я как-то подвозил известного на всю страну вора в законе, который спешил на сходку. Ехали мы долго и успели не просто познакомиться, но и обсудить политическую ситуацию в России и мире. Он оказался человеком эрудированным и мудрым. Мы до сих пор дружим и даже иногда встречаемся. Вообще, будучи таксистом, я узнал много важного о людях, их устремлениях, страстях и привычках. Эти знания помогают мне в нынешней работе, когда приходится управлять большим коллективом и попутно решать кучу финансовых, административных, юридических и других проблем».
УВЛЕЧЕНИЕ ЗВУКОМ
Понятно, что совсем не таксистом хотел видеть себя молодой человек. Поэтому он занялся коммерцией. Стал исполнительным директором совместного российско-
французского предприятия, а в 1995−м основал «Серебряный дождь».
В одном из своих выступлений перед молодыми журналистами Савицкий вспоминал о начальном периоде «Серебряного Дождя» так: «Несведущие думают, что те, кто открывает собственные радиостанции, знают некий волшебный рецепт удачи: пойти туда, подписать это, нанять того-то и того-то и — раз! — станция готова. В действительности же, как делается радио и почему оно успешно или неуспешно, не знает никто».
«Серебряный дождь» зарождался, проектировался и начинался в те времена, когда никому и в голову не приходило, что в Москве можно создать частное радио, которое будет развиваться, приносить доход и в итоге станет чуть ли не самым популярным в Европе. В то время вообще не было FM-радиостанций, поскольку долгие годы этот диапазон оставался закрытым для вещания. «Поэтому понять, как у меня родилась идея открыть собственное FM-радио, я до сих пор не могу, — вспоминает Савицкий. — Но я был очень молод — чуть больше двадцати — и это многое объясняет. Нам повезло, потому что в коллектив влились такие асы радиоэфира, как Саша Дубровин, Олеся Максимова, Володя Орлов, Рита Игумнова, Дима Найдёнов, Алла Солдатова, Влад Микеев, Рита Каштанкина и многие другие истинные профессионалы, с которыми легко и приятно работать. Это и есть «Савицкий союз», как в шутку называют наш коллектив коллеги-радийщики».
Свои функции на «Серебряном дожде» Дмитрий Савицкий определил так: на первом месте — администрирование, на втором — программная политика, на третьем — коммерческая. «Я регулярно отчитываюсь перед акционерами за деньги, которые мы тратим или получаем — признаётся он, — а фактически получается так, что любая из обозначенных сфер моей деятельности в результате заканчивается финансами: либо их экономией, либо их расходом. Это не самые приятные из моих обязанностей».
Савицкий признаёт, что представляет собой тот тип менеджеров, которые целиком и полностью отвечают за все процессы. Когда говорят, что такой стиль работы устарел, он лишь усмехается и в интервью «Эксперту» заявляет: «Стиль какой есть, такой есть. Может, у моих коллег срабатывает стокгольмский синдром, но после ухода с «Серебряного дождя» в другие организации они, конечно, тоскуют по нашим немецким порядкам. Иногда эти люди звонят мне и сообщают: «Да, было время золотое. Если бы вы к нам пришли, вы бы ужаснулись, как у нас тут всё организовано». Но мне трудно что-то сказать, нет возможности провести сравнительный анализ».
ЗАПОВЕДИ ДИРЕКТОРА
Савицкий любит повторять, что на «Серебряном дожде» установлен определённый порядок. «Я всем сотрудникам говорю: «Нас окружают люди ужасные, вы просите перезвонить — они не перезвонят, вы просите прислать — они не пришлют. Их надо контролировать непрерывно, иначе они вилку в ухо суют. Такова реальность, и здесь, как говорится, ничего не попишешь… У нас в этом смысле всё продумано и отработано. Я ведь понимаю, что, с одной стороны, порядок — это залог эффективной работы, а с другой — творческим людям часто бывает сложно раскрыться в тисках жёсткой дисциплины.
Савицкий не терпит промашек со стороны подчинённых, но при этом замечает: «Если ведущий сделал неправильное ударение в слове — за это я не караю. Всякое бывает. Как говорится, существует человеческий фактор. А вот если ведущий заговорил метку, которая в региональных компьютерах открывает путь к рекламному блоку, и в результате в далёких городах не вышла реклама — извини, дорогой, нужно заплатить штраф. Смешной по сравнению с масштабом бедствия, произошедшего в тех самых городах. Как можно простить сотрудника, в том числе и жутко творческого, если он рушит бизнес, построенный на рекламе, благодаря которой ему платится зарплата? Не надо ошибаться, лажать и раздолбайствовать — тогда всё будет хорошо».
,
,
АКЦИЯ ПО ЗАКОНУ
Несколько лет назад Савицкий заявил: «Свобода слова заключается ведь не только в том, есть ли цензура, но ещё и в том, что есть темы, которые нельзя обсуждать. И если вы сейчас включите телепрограмму образца 1996–1998 годов, у вас глаза на лоб полезут от удивления. Жизнь очень сильно изменилась. Дума приняла миллион каких-то законов. Я не оцениваю их сейчас с точки зрения правильности или неправильности. Я говорю в целом — их просто дикое количество. Когда-то мы проводили акцию «Гонки на умирание». Это была хулиганская затея Саши Гордона. Люди приходили на лыжах на стадион, делали круг, выпивали кружку пива, рюмку водки. Кто последний останется, тот и выиграл. Теперь всё это законодательно запрещено. И таких примеров уйма — этого нельзя, того нельзя, сюда не ходи, туда не суйся… На мой взгляд, всё это сильно сжимает контент, мы скоро вообще ничего не сможем говорить. Сейчас все стали судиться, жаловаться, решать довольно зыбкие и сложные юридические вопросы, а там такое количество нюансов, всё проходит на грани…»
При этом Савицкий подчёркивает, что ему важна не полемика на тему свободы слова, а реальные акции, которые придутся по душе слушателям «Серебряного дождя». «Сейчас любая инициатива обязательно должна быть с юридическим сопровождением, — сетует он. — В результате вся кочерыжка сути скрывается под таким количеством бумаги, что в какой-то момент становится бессмысленно это делать. Например, хотим акцию такую сделать: раздавать всем людям цветы. Безобидная акция. Не белые, не дай бог, скажем, зеленые цветы. Собирается круглый стол, куча людей решает в общем-то простой вопрос. Подключаются МВД, МЧС, пожарные, сооружаются рамки, входы, выходы. Оно и понятно, в принципе. Никто не хочет подставиться, чтобы прошёл террорист, взорвал бомбу, с тебя потом погоны сняли. Поэтому каждая служба подходит с максимальным рвением. Для них проведение рок-фестиваля в Тушине и проведение трогательной акции по раздаче детям цветочков — одно и то же. Но нам в таких условиях проще никаких акций не проводить. Раньше мы могли бросить клич: ау, слушатели, давайте соберёмся в Петровском парке, будем лепить снеговиков. Люди приходят, лепят, все довольны. Придите сейчас — вас разгонят, снеговиков раздавят. А если разрешат, то станет ещё хуже, потому что будет как за колючей проволокой: веселитесь, суки, веселитесь».
«Серебряный дождь» недавно объявил о новом позиционировании: «Первое Гуманитарное Радио». «Этим проектом мы все очень увлеклись, — говорит Савицкий. — А началось всё когда мы запустили новый формат вещания, в рамках которого прайм-тайм заполняют лекции ведущих специалистов из самых различных областей. Например, Владимир Познер читает лекцию о Hi-End аппаратуре, своём хобби, которым он безумно увлечён, а, скажем, Юрий Лужков приходил, чтобы рассказывать про мёд и пчёл. Словом, проект «Месяц науки» показал классный результат: он вызвал шквал отзывов и благодарностей от слушателей, поэтому мы планируем его продолжить и в 2016−м году».
«Будут изменения и в рамках основных программ, — говорит Савицкий. — Если, условно говоря, раньше первый час утренней программы был посвящён экономике, второй — политике, а третий — беседе с гостем, то сейчас в первый час Евгений Кафельников будет рассказывать про спорт, во второй — Полина Киценко — про здоровое питание, в третий — какой-нибудь музыкант поведает о новом диске».
Как нововведения отразятся на рейтинге станции, станет ясно, когда аналитики изучат данные опросов. «Естественно, мы ожидаем позитивной динамики, — резюмирует Савицкий, — надеемся, что слушатели, которые едут на работу, с бÓльшим интересом включат увлекательные гуманитарные проекты, которые позволят им узнать что-то необычное и новое, чем программы, где в сотый раз рассказывается о грустном курсе рубля. Если со взрослыми будут ещё и дети, то родители сделают радио погромче — чтобы их замечательные отпрыски слушали хорошие познавательные передачи».
,