Проблемы с новыми киосками прессы в Москве угрожают интересам издателей и распространителей

21 апреля в АРПП состоялось отраслевое совещание, на котором обсуждался порядок и сроки передачи киосков прессы казенным предприятием «Мосгорпечать» победителям конкурсов на право осуществления торговой деятельности в нестационарных торговых объектах города Москвы.

Открывая отраслевое совещание председатель правления АРПП Александр Оськин сообщил, что члены рабочей группы АРПП с участием представителей издательских домов и сотрудников КП «Мосгорпечать» регулярно совершают объезды новых киосков печати. Эти рейды уже позволили выявить неоднократные нарушения утвержденного ассортиментного перечня во многих торговых точках предпринимателей. В киосках прессы свободно можно купить компьютерные оптические мыши, сетевые фильтры, светодиодные диско-лампы, наушники с микрофоном и другую продукцию. Председатель правления АРПП подчеркнул, что распространители прессы как могут выживают в нынешних непростых экономических условиях, когда на продаже только печатной продукции много денег не заработаешь. Плата за осуществление торговой деятельности в новых киосках печати очень высока, и это тяжелым бременем ложится на плечи предпринимателей. “Не секрет, – отмечает председатель правления АРПП, – что совсем скоро факты подобных нарушений могут быть массовыми, хуже того, по всему городу будет происходить закрытие новых киосков печати по экономическим причинам. А.В. Оськин призвал представителей медиаотрасли в очередной раз обратиться к властям города с просьбой срочно расширить ассортиментный перечень для киосков специализации «Печать» в целях экономической поддержки и спасения объектов прессы.

Руководитель рабочей группы АРПП А.Б. Игнатьева проинформировала  собравшихся, что в девяти прошедших конкурсах, проведенных КП «Мосгорпечать», было разыграно 210 лотов/656 адресов с киосками прессы, расположенными во всех административных округах города Москвы. Недавно были объявлены еще два конкурса, в которых будут разыгрываться 55 лотов/204 адреса. К сожалению, отметила А.Б. Игнатьева, на сегодняшний день в городе функционируют только около 90 новых киосков печати, расположенных в ЦАО, которые разыгрывались еще в первых трех этапах конкурса, прошедших в сентябре 2015 года. Когда будут переданы торговые объекты, уже разыгранные в остальных конкурсах, неизвестно. По итогам опроса, проведенного рабочей группой АРПП 18 апреля с.г. среди крупных операторов московского рынка распространения прессы, от КП «Мосгорпечать» победителям передано 24 из 151 выигранных в следующих этапах конкурса киосков. К примеру, ЗАО «Центропечать» выиграно 85 киосков, принято 8, ЗАО «АРИА-АИФ» выиграно 40 киосков, принято всего 9,  ЗАО «МК-Сервис» выиграно 18 киосков, передано лишь 5. А.Б. Игнатьева отметила, что казённым предприятием до сих пор не предоставлен график передачи разыгранных новых киосков победителям конкурса, хотя графики вывоза старых киосков представители «Мосгорпечать» присылают регулярно. Она подчеркнула, что временной разрыв между вывозом старого объекта и установкой нового не должен быть больше недели, иначе распространители надолго потеряют своего постоянного покупателя, а издатели – свои тиражи. Кроме того, А.Б. Игнатьева отметила, что отраслевое сообщество неоднократно обращалось в Департамент СМИ и рекламы г. Москвы и КП «Мосгорпечать» с просьбой проводить каждый следующий конкурс только после полной передачи торговых объектов победителям предыдущего.

Т.В. Романова рассказала, что в переданных их компании новых киосках часто отмечаются технические недостатки – отсутствует подключение к электросетям, не хватает внутренних полок. Она попросила представителей КП «Мосгорпечать» передавать торговые объекты победителям конкурсов полностью подготовленными к работе. Она также напомнила, что осенью прошлого года по требованию КП «Мосгорпечать» старые киоски вывозились своевременно, но на их месте долгое время не устанавливались новые НТО. В связи с этим покупатели были отучены от привычных мест продаж прессы, компания терпела убытки, хорошие продавцы массово увольнялись, а издатели теряли свои тиражи. Т.В. Романова попросила представителей КП «Мосгорпечать» впредь не допускать подобных ошибок и производить замену киоска одновременно с вывозом старого объекта.

С.А. Невзоров в этом вопросе поддержал коллегу и рассказал, что по нескольку раз им приходится выезжать на приём-передачу одних и тех же торговых объектов, в которых требовалось устранить недостатки внутреннего оборудования. И не всегда с первого раза киоски принимались.

С.В.Толстов сообщил присутствующим, что представителями КП «Мосгорпечать» все пожелания и замечания распространителей к киоскам прессы учтены, этому очень помогли совместные объезды. Он рассказал, что в Техническое задание уже внесены изменения, и теперь все новые торговые объекты печати будут очень удобными для работы. С.В. Толстов подтвердил, что, действительно, не все новые киоски давно прошедшего четвертого конкурса переданы победителям. Хотя полным ходом идет установка новых торговых объектов, разыгранных в последующих конкурсах, в среднем в месяц «Мосгорпечать» устанавливает по 250 торговых точек. К сожалению, быстрой передаче киосков мешает их медленное подключение к электросетям. На эту процедуру необходимо длительное согласование с ПАО «Мосэнергосбыт» и ГУП «Жилищник». С.В.Толстов обратился к распространителям с просьбой своевременно вывозить старые торговые объекты согласно утвержденному графику для того, чтобы на их месте установить новые киоски.

Т.В. Паршкова отметила тот факт, что КП «Мосгорпечать» не прописала в конкурсной документации свою ответственность за несвоевременную передачу новых киосков прессы победителям. Она напомнила, что все без исключения компании-участники конкурсов после подписания договора с казённым предприятием переводят свои деньги на депозит этой организации и месяцами ждут, когда им эти торговые объекты будут переданы. Получается, что деньги, которые лежат на депозите КП «Мосгорпечать», изъяты из оборота компании-победителя, и как результат она несёт колоссальные коммерческие убытки, а ответственность за подобные нарушения ни на кого не возложена. Т.В. Паршкова  также отметила, что необходимо внести в конкурсную документацию ответственность казённого предприятия за несвоевременный возврат обеспечительного платежа. Она сообщила, что по имеющейся информации, всем без исключения операторам рынка распространения прессы в столице стали все чаще приходить письма от издателей с просьбой погасить имеющиеся задолженности. Издатели уже из последних сил терпят задержки оплат по договорам поставки, но к осени, если конкурсы КП «Мосгорпечать» будут проходить в таком же быстром темпе и деньги распространителей будут уходить на депозиты, ситуация выйдет из-под контроля, возникнет коллапс.

А.В.Федотов сообщил, что считает целесообразным разработку интерактивной карты, которую необходимо разместить на сайтах КП «Мосгорпечать», Департамента СМИ и рекламы, АРПП, ГИПП, НАИ. На этой карте сотрудники КП «Мосгорпечать» в режиме онлайн должны будут отмечать:

1. Киоски, которые ещё не прошли процедуру конкурса и не перешли в собственность КП «Мосгорпечать», продолжая работать на прежних условиях и осуществляя распространение печатной продукции с указанием принадлежности к юридическому лицу.

2. Киоски, по которым прошли конкурсы, объекты перешли в собственность КП «Мосгорпечать» и по ним определены победители. Здесь же необходимо указать, работает торговый объект или нет; по временной или постоянной схеме электроснабжения подключен киоск; действует постоянный или временный договор энергоснабжения.

3.Киоски прошли процедуру конкурсов, но не установлены.

4.Киоски прошли процедуру конкурсов, но от них отказались, или КП «Мосгорпечать» расторгла договор аренды.

5.По киоскам прошли процедуры конкурсов, но по их итогам идёт антимонопольное разбирательство.

Таким образом, подчеркнул А.В.Федотов, используя пять цветов, на интерактивной карте распространители, издатели и полиграфисты смогут контролировать деятельность КП «Мосгорпечать» и работу друг друга. Он также сообщил, что в ООО «ХК «Сегодня-Пресс» тщательно изучено письмо от КП «Мосгорпечать» с просьбой к отраслевому сообществу разработать планограммы размещения печатной продукции и товара в киосках, устанавливаемых городом за собственный счёт. А.В. Федотов обратил внимание, что организация торговой деятельности в киосках типа «Печать» находится исключительно в компетенции победителя конкурса. Установление дополнительных регламентов и правил для ведения торговой деятельности предпринимателями является противозаконным.

Присутствующие одобрили предложение А.В.Федотова.

А.Э.Хакимов попросил распространителей прессы соблюдать сроки возврата денег издателям по договорам поставки. Он отметил, что с учётом того, что огромная сумма денег распространителей находится на депозите КП «Мосгорпечать», ситуация с задержкой оплат издателям от распространителей осложняется с каждым днем. А.Э. Хакимов подчеркнул, что для решения этих финансовых проблем необходимо проводить активную работу и подключить к этому не только АРПП, но и ГИПП.

В дискуссии приняли участие и другие представители медиаотрасли, присутствовавшие на совещании. На мероприятии единогласно была выражена готовность оказывать максимальное содействие казённому предприятию «Мосгорпечать» в решении текущих оперативных задач.

По итогам состоявшегося обмена мнениями участники отраслевого совещания сформулировали ряд конкретных предложений в адрес Департамента СМИ и рекламы и КП «Мосгорпечать», куда в ближайшее время будут направлены соответствующие письма.

 

Пресс-служба АРПП