Невероятная история

Как всё начиналось

Строго говоря, первое закреплённое фотоизображение было сделано в 1822 году французским изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом, но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «Вид из окна», полученный тем же Ньепсом в 1826 году с помощью известной ещё в древности и Средневековье камеры-обскуры (светонепроницаемого ящика с отверстием в одной из стенок и экраном — ​матовым стеклом или тонкой белой бумагой — ​на противоположной стенке) на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта (битума). Эта технология, названная гелиографией, применялась главным образом для печати и собственно фотографией не считалась. Проблема была в очень большом времени экспозиции, составлявшем около восьми часов. А вот более простой в использовании дагеротип появился лишь в 1839 году и ознаменовал собой рождение современной фотографии. Замечу, что в 1829 году Ньепс познакомился с Дагером, и они начали работать совместно над изобретением фотографии. Но в 1833 году Ньепс умер, и Дагеру досталась вся слава первооткрывателя. Он обрабатывал пластину парами йода, и она покрывалась светочувствительным слоем йодида серебра. После тридцатиминутного экспонирования Дагер переносил пластину в тёмную комнату и некоторое время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения он использовал поваренную соль. Снимок получался довольно высокого качества — ​хорошо проработанные детали как в свете, так и в тени, однако копирование снимка было невозможно. Этот способ фотографии получил название «дагеротипия». Кстати сказать, об открытии дагеротипии Дагер сообщил Академии ещё в январе 1839 года. Свойство азотнокислого серебра чернеть с течением времени было известно уже в Средневековье, но это явление в те времена не ­связывали со светом.

Тогда же, в январе 1839 года, англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изоб­рёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. Процесс был основан на использовании бумаги, пропитанной йодистым серебром. Данная технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков. Экспозиция длилась около часа. Недостатком было то, что в результате получался негатив. Но его преодолели, когда выяснили, что при погружении негативов в специальный раствор в тёмной комнате картинку можно было перенести на другой носитель и получить нормальное позитивное чёрно-белое изображение. Но поскольку Тальбот оформил патент на своё изобретение, его способ фотографии сначала не получил большого распространения. Термин «фотография» возник в 1839 году. Его ввели практически одновременно и независимо два астронома — ​английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер. Фотография сильно помогла в изучении звёздного неба. Сравнение разновременных снимков позволяло ­фиксировать появление новых ­объектов.

Первым в мире снимком с человеком в кадре была фотография «Бульвар Тампль» Луи Дагера, сделанная в 1839 году. Экспозиция длилась около десяти минут, поэтому было невозможно сфотографировать людей на оживлённой улице, однако удалось снять человека, которому чистили ботинки и который всё это время сидел почти неподвижно.

Французское правительство купило открытие у Дагерра и Исидора Ньепса, сына Несифора Ньепса, и сделало его всеобщим достоянием. Однако у дагеротипии был тот существенный недостаток, что изображения нельзя было размножать. К тому же изображение на серебряной пластинке стоило дорого. Поэтому дагеротипы вскоре стали достоянием истории. На помощь пришла калотипия. А Ньепс де Сен-Виктор, племянник Несифора Ньепса, заменил в 1848 году бумажные негативы Тальбота стек­лянными пластинками, покрытыми белком, содержащим йодистый калий. В 1861 году англичанин Томас Сэттон (1819–1875) изобрёл ­первый в истории ­фотоаппарат с единым ­зеркальным объективом. Принцип работы этого фотоаппарата заключался в следую­щем. На штатив закреплялся крупный ящик с непроницаемой для света сверху крышкой, но через неё была возможность вести наблюдение. Объектив ловил фокус на стекле, где с помощью зеркал формировалось изображение. ­Сэттон ­также в 1856–1867 годах издавал и редактировал журнал Photographic Notes.

А что было с фотографией в России? Русский академик Иосиф Гамель в 1839 году познакомился в Англии с Тальботом и прислал в ­Петербург снимки с описанием способа ­Тальбота. Позднее он прислал и снимки, полученные по способу Ньепса и Дагера. В России первые фотографичес­кие изображения получил академик Юлий Фёдорович Фрицше, занимавшийся химией и ботаникой. 23 мая 1839 года он выступил на заседании Петербургской Академии наук с «Отчётом о гелиографических опытах» и продемонстрировал фотограммы листьев растений, выполненные по способу Тальбота. Фрицше доказывал, что «ботаник может пользоваться ей (фотографией) с выгодой», когда речь идёт о том, чтобы сделать точный ­рисунок с оригинальных экземпляров ­гербария.

Первыми широко известными фотопортретами были одиночные или семейные снимки на память. В прессу они ещё практически не попадали. Британский химик Джон Фредерик Годдард (1795–1866) в 1860-е годы стал обрабатывать серебряные пластинки смесью брома и паров хлора. Время экспозиции, ранее составлявшее 20 и более минут, после этого сократилось всего до одной минуты, что было хорошим результатом для того времени. Как следствие, начался расцвет портретной фотографии. В 1880-х годах Америке на заводах компании Kodak по патенту Джорджа Истмэна была разработана желатиновая светочувствительная субстанция для покрытия стеклянных пластин, которая позволила сократить время экспозиции до сотых долей секунды. Но тогда ещё не существовало фотоаппаратуры, способной использовать столь малую экспозицию. Тот же Истмэн в 1886 году сконструировал и запатентовал камеру-ящик для стандартной роликовой катушки, рассчитанной на сорок восемь негативов размером 4 на 5 дюймов, с фокусирующей оптикой. А в 1888 году он же разработал идеальную для того времени любительскую камеру Eastman Kodak, так что слово «кодак» на многие десятилетия стало синонимом для фотоаппарата. Эта камера была небольшим ящиком: 16 см в длину, 9 см в ширину и около 10 см в высоту. С ней мог работать любой ­фотограф-любитель.

С этого момента началось массовое использование фотокамер под изоб­ретённым Истмэном девизом: «Вы нажимаете на кнопку — ​мы делаем всё остальное». Теперь фотографии стали обычным делом в газетах и журналах. С самого начала фотография была тесно связана с прессой, поскольку именно газеты и особенно иллюстрированные журналы стали основным источником публикации фотографий. Первую цветную фотографию клетчатой ленты сделал в 1861 году Сэттон по поручению знаменитого шотландского физика Джеймса Клерка Максвелла, использовав предложенную им систему цветных фильтров. Но коммерческое значение цветная фотосъёмка получила лишь в середине XX века. Ранее не удавалось надолго сохранить цвет, а при проявке приходилось применять те же цветофильтры, что и при съёмке, а это сильно усложняло процесс.

 

Как всё начиналось

Строго говоря, первое закреплённое фотоизображение было сделано в 1822 году французским изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом, но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «Вид из окна», полученный тем же Ньепсом в 1826 году с помощью известной ещё в древности и Средневековье камеры-обскуры (светонепроницаемого ящика с отверстием в одной из стенок и экраном — ​матовым стеклом или тонкой белой бумагой — ​на противоположной стенке) на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта (битума). Эта технология, названная гелиографией, применялась главным образом для печати и собственно фотографией не считалась. Проблема была в очень большом времени экспозиции, составлявшем около восьми часов. А вот более простой в использовании дагеротип появился лишь в 1839 году и ознаменовал собой рождение современной фотографии. Замечу, что в 1829 году Ньепс познакомился с Дагером, и они начали работать совместно над изобретением фотографии. Но в 1833 году Ньепс умер, и Дагеру досталась вся слава первооткрывателя. Он обрабатывал пластину парами йода, и она покрывалась светочувствительным слоем йодида серебра. После тридцатиминутного экспонирования Дагер переносил пластину в тёмную комнату и некоторое время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения он использовал поваренную соль. Снимок получался довольно высокого качества — ​хорошо проработанные детали как в свете, так и в тени, однако копирование снимка было невозможно. Этот способ фотографии получил название «дагеротипия». Кстати сказать, об открытии дагеротипии Дагер сообщил Академии ещё в январе 1839 года. Свойство азотнокислого серебра чернеть с течением времени было известно уже в Средневековье, но это явление в те времена не ­связывали со светом.

Тогда же, в январе 1839 года, англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изоб­рёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. Процесс был основан на использовании бумаги, пропитанной йодистым серебром. Данная технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков. Экспозиция длилась около часа. Недостатком было то, что в результате получался негатив. Но его преодолели, когда выяснили, что при погружении негативов в специальный раствор в тёмной комнате картинку можно было перенести на другой носитель и получить нормальное позитивное чёрно-белое изображение. Но поскольку Тальбот оформил патент на своё изобретение, его способ фотографии сначала не получил большого распространения. Термин «фотография» возник в 1839 году. Его ввели практически одновременно и независимо два астронома — ​английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер. Фотография сильно помогла в изучении звёздного неба. Сравнение разновременных снимков позволяло ­фиксировать появление новых ­объектов.

Первым в мире снимком с человеком в кадре была фотография «Бульвар Тампль» Луи Дагера, сделанная в 1839 году. Экспозиция длилась около десяти минут, поэтому было невозможно сфотографировать людей на оживлённой улице, однако удалось снять человека, которому чистили ботинки и который всё это время сидел почти неподвижно.

 

,

Термин «фотография» возник в 1839 году. Его ввели практически одновременно и независимо два астронома — ​английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер

,

,

Жозеф Нисефор Ньепс, 1795 год

,

Французское правительство купило открытие у Дагерра и Исидора Ньепса, сына Несифора Ньепса, и сделало его всеобщим достоянием. Однако у дагеротипии был тот существенный недостаток, что изображения нельзя было размножать. К тому же изображение на серебряной пластинке стоило дорого. Поэтому дагеротипы вскоре стали достоянием истории. На помощь пришла калотипия. А Ньепс де Сен-Виктор, племянник Несифора Ньепса, заменил в 1848 году бумажные негативы Тальбота стек­лянными пластинками, покрытыми белком, содержащим йодистый калий. В 1861 году англичанин Томас Сэттон (1819–1875) изобрёл ­первый в истории ­фотоаппарат с единым ­зеркальным объективом. Принцип работы этого фотоаппарата заключался в следую­щем. На штатив закреплялся крупный ящик с непроницаемой для света сверху крышкой, но через неё была возможность вести наблюдение. Объектив ловил фокус на стекле, где с помощью зеркал формировалось изображение. ­Сэттон ­также в 1856–1867 годах издавал и редактировал журнал Photographic Notes.

 

 

,

,

Первое в мире селфи — автопортрет у реки Королисцхали — сделано русским фотографом Сергеем Прокудиным-Горским. 1912 год

,

А что было с фотографией в России? Русский академик Иосиф Гамель в 1839 году познакомился в Англии с Тальботом и прислал в ­Петербург снимки с описанием способа ­Тальбота. Позднее он прислал и снимки, полученные по способу Ньепса и Дагера. В России первые фотографичес­кие изображения получил академик Юлий Фёдорович Фрицше, занимавшийся химией и ботаникой. 23 мая 1839 года он выступил на заседании Петербургской Академии наук с «Отчётом о гелиографических опытах» и продемонстрировал фотограммы листьев растений, выполненные по способу Тальбота. Фрицше доказывал, что «ботаник может пользоваться ей (фотографией) с выгодой», когда речь идёт о том, чтобы сделать точный ­рисунок с оригинальных экземпляров ­гербария.

,

,

Первой в истории фотографией считается снимок «Вид из окна», полученный Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826 году с помощью известной ещё в древности и Средневековье камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта (битума)

,

Первыми широко известными фотопортретами были одиночные или семейные снимки на память. В прессу они ещё практически не попадали. Британский химик Джон Фредерик Годдард (1795–1866) в 1860-е годы стал обрабатывать серебряные пластинки смесью брома и паров хлора. Время экспозиции, ранее составлявшее 20 и более минут, после этого сократилось всего до одной минуты, что было хорошим результатом для того времени. Как следствие, начался расцвет портретной фотографии. В 1880-х годах Америке на заводах компании Kodak по патенту Джорджа Истмэна была разработана желатиновая светочувствительная субстанция для покрытия стеклянных пластин, которая позволила сократить время экспозиции до сотых долей секунды. Но тогда ещё не существовало фотоаппаратуры, способной использовать столь малую экспозицию. Тот же Истмэн в 1886 году сконструировал и запатентовал камеру-ящик для стандартной роликовой катушки, рассчитанной на сорок восемь негативов размером 4 на 5 дюймов, с фокусирующей оптикой. А в 1888 году он же разработал идеальную для того времени любительскую камеру Eastman Kodak, так что слово «кодак» на многие десятилетия стало синонимом для фотоаппарата. Эта камера была небольшим ящиком: 16 см в длину, 9 см в ширину и около 10 см в высоту. С ней мог работать любой ­фотограф-любитель.

 

,

,

Джордж Истмэн, 1890 год

,

С этого момента началось массовое использование фотокамер под изоб­ретённым Истмэном девизом: «Вы нажимаете на кнопку — ​мы делаем всё остальное». Теперь фотографии стали обычным делом в газетах и журналах. С самого начала фотография была тесно связана с прессой, поскольку именно газеты и особенно иллюстрированные журналы стали основным источником публикации фотографий. Первую цветную фотографию клетчатой ленты сделал в 1861 году Сэттон по поручению знаменитого шотландского физика Джеймса Клерка Максвелла, использовав предложенную им систему цветных фильтров. Но коммерческое значение цветная фотосъёмка получила лишь в середине XX века. Ранее не удавалось надолго сохранить цвет, а при проявке приходилось применять те же цветофильтры, что и при съёмке, а это сильно усложняло процесс.

 

,

,

Первое фотоинтервью, опубликованное французом Феликсом Надаром. 1886 год

,

С самого начала фотография была тесно связана с прессой, поскольку именно газеты и особенно иллюстрированные журналы стали основным источником публикации фотографий

,

Пионеры фоторепортажа

Первые профессиональные фотографы были тесно связаны со СМИ. Француз Феликс Надар (настоящее имя — ​Гаспар Феликс Турнашон, 1820–1910), будучи карикатуристом и журналистом, освоил профессию фотографа, сделав свою первую фотографию в 1853 году. Его считают прототипом Мишеля Ардана, героя романа Жюля Верна «С Земли на Луну» (Надар дружил с писателем). Он опубликовал первое фотоинтервью в 1886 году. С этого времени фотография заняла прочное место на страницах иллюстрированных журналов и газет, постепенно вытесняя рисунок. Сам Надар прославился классическими фотопортретами известных писателей, учёных и политиков, среди которых Шарль Бодлер и Гюстав Курбе, Жюль Верн и Александр Дюма, Пётр Кропоткин и Жорж Санд. Его фотографии использовали художники, в частности Жан-Огюст Доминик ­Энгр, для создания своих полотен. ­Надар утверждал: «Фотография — ​замечательное открытие… Теория может быть изучена за час, основы техники за день… Но чему нельзя научить — ​это чувству света. То, как свет падает на лицо, вы должны уловить сами. Чтобы получить сходство, а не банальный портрет, вы должны вступить в союз с позирующим, почувствовать его мысли и сам его характер».

 

,

,

Мокрый день на бульваре – Париж (A Wet Day On The Boulevard — Paris). Альфред Стиглиц, 1897 год

,

,

Анри Картье-Брессон (1908–2004) стал отцом фотожурналистики и фоторепортажа, прославившись своей способностью оставаться «невидимым» для людей, которых снимал. В 1947 году он вместе Робертом Капой, Дэвидом Сеймуром и Джорджем Роджером ​основал первое содружество ­фотожурналистов, ­агентство Magnum Photos. 1972 год

,

Француз Анри Картье-Брессон (1908–2004) стал отцом фотожурналистики и фоторепортажа, прославившись своей способностью оставаться «невидимым» для людей, которых снимал. Это позволяло запечатлевать людей в естественном состоянии, избегая постановочных фото. Начинал Картье-Брессон как художник, но в 1931 году увлёкся фотографией, поскольку, по его словам, «понял, что фотография может зафиксировать вечность в одном мгновении». Он считал, что «удел фотографа — ​непрерывно исчезающие вещи», и его задача — ​запечатлеть уходящую навсегда реальность. Тогда время экспозиции составляло уже считанные секунды, и вполне можно было фиксировать на фото движущиеся предметы и людей. Как раз в 1923 году на германской фирме Leica был изобретён первый фотоаппарат, в котором использовалась плёнка 35 мм, позаимствованная из кинематографа, бурно развивавшегося в начале XX века. Это дало возможность получать небольшие негативы и печатать крупные изображения лишь интересующих снимков. Спустя два года фотоаппараты фирмы Leica стали выпускаться массово. Заметим, что камеры этой фирмы до сих пор считаются элитными и самыми дорогими. Использованная Картье-Брессоном 35-миллиметровая камера на десятилетия стала стандартной для фотокорреспондентов. А в 1947 году он вместе с другими известными мастерами — ​Робертом Капой, Дэвидом Сеймуром, Джорджем Роджером и другими — ​основал первое содружество ­фотожурналистов, ­агентство Magnum Photos.

 

,

,

Советский Союз. Псков, рынок. 1973 год

,

Что же дальше

 

,

,

Первую цветную фотографию сделал в 1861 году Томас Сэттон, использовав систему цветных фильтров физика Джеймса Клерка Максвелла. Это было фото клетчатой ленты

,

С середины XX века фотография в СМИ окончательно перестаёт быть только иллюстрацией к корреспондентским текстам. Фоторепортажи, фотоинтервью уже с 30-х годов играют самостоятельную роль не только в иллюстрированных журналах, но и на страницах крупнейших газет. Многие фотографии, сделанные мастерами жанра, стали настоящими символами эпохи. Конечно, с конца XX века с развитием видеотехнологий и интернета значение традиционной фотографии, как и бумажных СМИ, несколько упало. И с профессиональными фотоснимками всё больше конкурируют селфи. Точно так же, как развитие фотографии в своё время не привело к смерти живописи и скульптуры, так и развитие телевидения и видеосъёмки не привело к концу фотографии, хотя и сузило сферу её применения. Тем не менее фотография не умрёт никогда, поскольку у чело­века всегда будет потребность запечатлеть мгновение, чего ни видеоролики, ни телевидение сделать не в состоя­нии. И неизбежно будут появляться ­новые фотошедевры, вот только, к сожалению, они чаще всего рождаются во время трагических событий, переживаемых человечеством: ­войн, революций, стихийных бедствий. А цифровая камера, изобретённая японской фирмой Sony в 1981 году, сегодня уже кажется анахронизмом. Теперь всё больше снимают, используя веб-камеры, смартфоны, планшеты, игровые консоли, видеокамеры и ­цифровые ­бинокли.

 

,

Фото: wikimedia.org, Library of Congress, photoseed.com, Martine Franck/Magnum Photos/Courtesy Fondation HCB, Henri Cartier-Bresson/Magnum Photos