Детское медиа

Современная история движения юных журналистов началась 1990 году. В лагере «Артек» состоялась смена редакторов детских изданий, на которую съехались 750 юнкоров со всей страны. Сначала была зарегистрирована Лига малой прессы, затем Творческое объединение «ЮНПРЕСС» и Лига юных журналистов.

На сегодняшний день Лига юных журналистов объединяет 52 региональных отделения. Всего в России выпускается более 30 тыс. ювенильных СМИ: газеты и журналы, радио, телевидение, которые создаются детьми и подростками от 7 до 17 лет в школах, учреждениях дополнительного образования, при городских и районных изданиях, общественных организациях или совершенно самостоятельно.

Самым значимым мероприятием является Международный юношеский медиафорум «Артек».

Интерактивной площадкой для публикации текстовых статей, аудио- и видеоподкастов, фоторепортажей выступает Всероссийский мультивидеопортал молодёжи для молодёжи «ЮНПРЕСС». Трансформации, происходящие в системе массовой коммуникации в последние годы как в мире в целом, так и в России в частности, отразились и на специфическом сегменте СМИ, создаваемых детьми и подростками. Внедряются мультимедийные технологии, активно используются практики Web2.0. Не случайно, что на фоне этих изменений принципиальным для дальнейшего развития нашей организации стал ­вопрос обновления сайта ynpress.com.

Систематизация опыта

Портал «ЮНПРЕСС» имеет большую историю. ​Первая версия создавалась  ещё в начале двухтысячных годов. Он несколько раз обновлялся, наращивались функции, появлялись новые рубрики и проекты. Но основные функции сайта оставались неизменными: информационный, коммуникативный и интерактивный, методический, презентационный.

При сравнении с результатами исследования мотивов участия в ювенильным СМИ было определено, что предложенные функции отвечают потребностям юных журналистов: удобная навигация, крупные иллюстрации, адаптивный дизайн, мультимедийность.

Редизайн портала
На главной полосе разместились три информационных блока «Новости» (короткие информационные сообщения); «Длинные истории» (развёрнутые информационные материалы; материалы с претензией на аналитику); и «Спецпроекты». Здесь же расположилась интерактивная карта, где отмечены медиаточки — ​творческие объединения для юных журналистов.

Раздел «Участвуй» объединил анонсы мероприятий для медиалидеров, а также события, где работают мобильные пресс-центры. В «Библиотеку» были собраны выпуски ювенильных СМИ и методические материалы для руководителей творческих объединений.

После регистрации в личном кабинете участники получают доступ к дополнительным функциям: возможность самим добавлять материалы через кнопку «Публикуйся», участвовать в рейтинге журналистов и подавать заявку на получение пресс-карты.

Формирование команды

Отработка механизма работы с сайтом — ​публикация материалов через личный кабинет и формирование рейтинга юных журналистов — ​ была мотивирующим элементом образовательной программы Международного юношеского медиафорума «Артек».

Авторы трёх и более опубликованных материалов смогли оформить пресс-карты (официальный документ, в котором помимо личных данных журналиста указан номер свидетельства о регистрации СМИ). Таким образом, были приняты 120 корреспондентов из 52 регионов России в 2015 году. Им было предложено стать «штатными сотрудниками»: написать резюме, пройти собеседование и получить должность в информационном агентстве. Всего было создано четыре рабочие группы:
•    выпускающие редакторы (модераторы материалов, поступающих на сайт, имеющие право подтверждать публикацию);
•    координаторы медиаточек (модераторы деятельности информационного агентства в регионах, организаторы информационных акций);
•    SMM-менеджеры (редакторы аккаунтов в социальных сетях — ​«ВКонтакте», Facebook, Instagram, Twitter);
•    руководители тематических направлений (редакторы материалов отдельных рубрик портала).

Взаимодействие

Важно не только привлечь участников, но постоянно поддерживать их интерес. Для корреспондентов — ​это возможность получить аккредитацию на почти любое событие: от концерта любимой группы до пресс-конференции президента Российской Федерации.

«Штатные» сотрудники собираются на онлайн-планерки в скайпе, в ходе которых обсуждаются приоритетные направления работы на ближайшее время, проводится экспресс-обучение по ключевым моментам работы, которые вызывают затруднения. Ежедневное общение в режиме вопросов и ответов происходит в специально созданных диалогах во «ВКонтакте», что ­позволяет, ­оперативно поддерживать связь.
Для наиболее активных членов команды предусмотрены поощрения: рекомендательные письма в вузы, возможность участия в международных стажировках, номинирование на получение государственной премии по поддержке талантливой ­молодёжи.

Перспективы
В содержательном плане — ​создание уникального конкурентного контента, интересного не только авторам и их коллегам — ​юным журналистам, но и широкой читательской ­аудитории.

С технической точки зрения приоритетными являются две задачи. Во-первых, это создание собственной образовательной платформы с возможностью записываться на онлайн-курсы, смотреть видеолекции, выполнять задания, общаться с преподавателями в режиме реального времени. Во-вторых, разработка мобильного приложения, которое скачивается на смартфон и позволяет быть включённым в молодёжное информационное пространство, добавлять ­материалы — ​не только текст, но и фото, видео, аудио — ​находясь в любой ­точке, где есть интернет.

,

Автор — директор Региональной общественной организации «Творческое объединение «ЮНПРЕСС» (Москва), руководитель образовательной программы Международного юношеского медиафорума «Артек». Кандидат филологических наук.