Журналистика решений: с чего начать работу

ЖУРНАЛИСТИКА РЕШЕНИЙ – это способ рассказывать о разных темах, подчёркивая решения, а не сами проблемы. Такой подход способствует повышению актуальности контента, более ясному пониманию целей публикации и привлечению читателей. Главное в этой области журналистики – как репортер подходит к материалу, беря за основу то, что делается для решения проблемы.

Solutions Journalism Network знает всё об этом жанре. Сеть предлагает простые, но фундаментальные изменения в философии журналистики, учит распознавать журналистику решений и создавать собственные материалы такого формата.

 

Что отличает журналистику решений?

Сказать по правде, журналистика решений – течение не новое.

«Мы дали название тому, что люди делают в течение долгого времени, – поясняет Саманта Макканн, менеджер сообщества Solutions Journalism Network. – Просто мы думаем, что такой журналистики должно быть больше». 

Статьи в жанре журналистики решений – это не всегда милые, приятные материалы, рассказывающие о частных историях или чьем-то успехе (хотя и такие публикации очень важны). Журналистика решений необязательно ищет быстрые решения. Она также не рассказывает о разрешившихся и пришедших к счастливому концу проблемах.

Материал в этом жанре может, например, рассказывать об эпидемии героиновой наркозависимости, о сложностях, с которыми сталкиваются армейские ветераны, или о жестоком обращении полиции, но внимание в таких материалах должно быть сосредоточено на путях и способах разрешения ситуации.

«Мы должны не только атаковать болезнь, но и содействовать укреплению здоровья, – говорит Дэвид Борнстейн, журналист Forbes. – Для этого недостаточно знать, что плохо работает. Людям нужно знать, как эти проблемы можно решить (или как они уже решаются). Сегодня, после четырех десятилетий снижения доверия практически ко всем крупным общественным институтам, важно предоставить людям достоверные истории, которые помогут им поверить в то, что прогресс возможен».

По словам организаторов сети, некоторые материалы, на первый взгляд выглядящие как журналистика решений, на самом деле могут к ней не относиться. Например, статьи, в центре внимания которых – один героический персонаж, а не проблема в целом. Такие истории – скорее рассказ об одном герое, они не относятся к журналистике решений. Материалы, рассказывающие о найденном решении, тоже не подходят под это определение.

Зачем нужна такая журналистика?

Про журналистику часто говорят, что, «если в деле замешана кровь, новость выйдет на первых полосах». Загляните практически в любую газету, чтобы убедиться, что журналисты неравнодушны к плохим новостям. Такой подход опирается на желание общественности знать, чего им следует опасаться. До сих пор он верно служил журналистике, но мы знаем, что в наше время аудитория устала от плохих новостей.

Некоторые возражают, что работа СМИ заключается не в том, чтобы приукрашать новости, а в том, чтобы информировать общественность о суровой реальности мира, в котором мы живем. И такая точка зрения заслуживает уважения.

Но в то же время СМИ не должны рекламировать только беды и несчастья. Скорее, их задача – информировать и привлекать аудиторию. Разве это не наша моральная ответственность – переориентировать усилия, если аудитория достигла предела эмоционального насыщения, и простое упоминание о проблеме уже не может побудить людей к действию?

Кроме того, сторонники журналистики решений и не утверждают, что все другие виды журналистики должны исчезнуть (это невозможно, если мы говорим об ответственном освещении новостей), но поощряют репортеров рассматривать истории с этой точки зрения.

 

Если вы заинтересованы в получении дополнительной информации по созданию материалов в жанре журналистики решений, обратите внимание на The Engaging News Project и краткое руководство, составленное Институтом Poynter. Кроме того, вам поможет вышеупомянутая команда Solutions Journalism Network.

 

 
Источник: международная журналистская сеть Ijnet.org/ru
Фото: art-fugas.ru