Как запускать проекты с меньшей болью — три главных правила

Один из базовых навыков продакт-менеджера — предвидеть последствия решений, особенно косвенные. Его трудно приобрести без практики и приходится тренировать всю жизнь, обучаясь на своих ошибках, болезненных и для вас, и для пользователей.

Технологические побочные эффекты помогут предусмотреть разработчики, если они хорошего уровня и достаточно вовлечены в проект до запуска. У маленьких команд с этим сложнее — если нет выделенного сисадмина, архитектора и DBA, то решать проблемы с производительностью или непонятными падениями приходится постфактум. Если вы делаете что-то новое для всех участников, максимально используйте мониторинг и предусмотрите заранее план отката. 

Но последствия не реже возникают и в зоне прямой ответственности продакт-менеджера. Предлагаем три главных правила для запуска проектов с меньшей болью.

 

ВНИМАНИЕ НА ДЕТАЛИ

Проблемы появляются из-за неполного понимания информационной архитектуры проекта. Например, на портале Sports.ru работает несколько других сайтов: украинский, белорусский, киберспортивный. Между ними есть несколько тонких отличий в устройстве страниц, и они существенно отличаются масштабом. Более того, на той же базе работает бэкенд некоторых мультиязычных приложений тоже с важными отличиями. Выглядит как инкубатор багов.

Если подобным проектом занимается новый человек, это означает, что обязательно что-то останется не учтённым, даже если вы молодец и у вас есть база знаний. Скорее всего, её нет или она неполная. Единственный рецепт в больших legacy-проектах — заранее попросить всех, кто что-то знает о проекте, рассказать, где и как используются составляющие сервиса. Даже если мудрецы расскажут вам о древних секретах примерно одно и то же, мелкие детали могут спасти проект от больших проблем.

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ КОМАНДЫ

Другая причина неудач — недостаточная информированность и слепые зоны между участниками команды. Вы рассказали одно программистам и другое маркетологам, а редакторы что-то узнали только после запуска. В результате получается хаос, как на обложке новости (это первый день,  когда в Швеции поменяли правостороннее движение на левостороннее).  

Помните, в менеджменте избыток общения лучше его недостатка.

ТОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ АУДИТОРИИ

Кто ваша аудитория? Вы недооцениваете соотношение новичков и power users, делаете что-то для молчаливого большинства в 86% и получаете шквал негатива от громких 14%, уничтожающих, например, ваш рейтинг в мобильных сторах. Главная рекомендация в этом случае — проводите как можно больше времени на передовой. Это поддержка пользователя для B2C (англ. business to consumer — коммерческие взаимоотношения между бизнесом и конечным потребителем. — ЖУРНАЛИСТ). Это продажи для B2B (англ. business to business — взаимодействие компаний, работающих на такие же компании, то есть на другой бизнес. — ЖУРНАЛИСТ). В любом случае, старайтесь пользоваться своим продуктом как можно чаще и в разных ролях. Аналитика полезна, но ограничиваться только численными показателями опасно.

 

Важно: бывают и другие типы проблем. Чем сложнее продукт и предметная область, тем их больше. Непредвиденные последствия всегда будут возникать, и лучшее, что можно сделать — превратить их в полезный опыт. Военные, например, проводят ретроспективы после любых операций. Проводить ретроспективы после запуска проектов всегда полезно и в менеджменте. 

 

 

По материалам блога Михаила Калашникова Media Skunk